Оценка конкурентоспособности товаров

Для целей управления конкурентоспособностью товара необходимо выявить основные элементы этого интегрированного показателя с целью разработки соответствующих управляющих воздействий.

Конкурентоспособность товара требует количественных оценок. Не имея конкретных количественных измерителей, управлять столь интегрированным показателем, формируемым на всех этапах его создания, практически невозможно.

Существуют два подхода к оценке конкурентоспособности: с позиций производителя и с позиций потребителя.

На всех фазах жизненного цикла товар должен приносить доход его производителю. Потребитель в своем выборе руководствуется другими критериями: полезность и цена товара. При более взвешенном подходе критерием становится цена потребления. Потребительские свойства товара (полезность) могут иметь количественное выражение (вес, габариты, мощность). Существуют и другие характеристики (дизайн, упаковка), которые трудно формализовать.

Отправной точкой для оценки конкурентоспособности любого продукта является определение целей оценки.

В случаях, если разрабатывается новый продукт, его конкурентоспособность должна быть опережающей и достаточно долговременной. Если на рынке отсутствуют аналоги для прямых сравнений по ключевым характеристикам, необходимо использовать другие подходы, в частности по уровням качества.

Первый уровень - соответствие стандарту (техническим условиям, технике безопасности, договору).

Второй уровень - соответствие использованию (способность удовлетворять определенные потребности покупателей).

Третий уровень - соответствие фактическим требованиям рынка (соответствует представлениям покупателей о сбалансированности качества и цены).

Четвертый уровень - соответствие латентным (скрытым) потребностям (престиж, неявные цели).

В случае если необходимо проанализировать конкурентоспособность товара при наличии на рынке аналогичных товаров, достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам.

В случае отсутствия базы для сравнения может быть использован метод аналогий. Для этого моделируется товар-образец, идеально удовлетворяющий потребителей, и его параметры сравниваются с параметрами оцениваемого товара.

А. Глухов считает, что для оценки конкурентоспособности товара производителю необходимо определить внутреннюю структуру двух основных факторов конкурентоспособности - цены (ценовые параметры) и качества (неценовые параметры). Рассчитав величины каждого параметра этих факторов и, выбрав определенную стратегию, можно влиять на них, относительно повышая показатель конкурентоспособности.

Глухов А., Андрианов В., Печенкин А.Н. и Фомин В.Н., Фасхиев Х.А. в своих работах предлагают оценивать конкурентоспособность по совокупности основных технико-экономических, качественных и стоимостных показателей, отличающих на рынке товар от товара-конкурента (аналога) как по степени соответствия определенным потребностям, так и по затратам потребителя на их удовлетворение.

Ламбен Жак-Жак предлагает компенсационную и некомпенсационную оценку товара. При компенсационной оценке слабые стороны товара могут быть компенсированы сильными. При некомпенсационной оценке слабые стороны товара не могут быть компенсированы сильными. Например, низкое качество изображения телевизора не сможет компенсировать его привлекательный дизайн.

В конечном итоге, проблема оценки товара состоит в соизмерении всей или основной массы потребительских характеристик. В качестве интегрального показателя для такого соизмерения предлагают использовать функцию полезности.

Определение функции полезности в общем случае представляет сложную задачу. Комлев Е.Б. рассматривает способ оценки полезности товара, основанный на оценке степени близости реальных значений потребительских характеристик рассматриваемого товара к желаемому потребителем значению этих показателей.

Использование данных методов оценки конкурентоспособности товаров позволяет сделать выводы о преимуществах и недостатках оцениваемой продукции по сравнению с аналогами, а также выработать предложениями о мерах, которые должны быть приняты для улучшения положения ее на рынке.

Другая интересная статья

Проведение обследования домашних хозяйств в целях изучения проблем занятости населения в республике
Результаты обследования населения в целях изучения проблем занятости - новый источник информации для характеристики рынка труда в Беларуси. Сбор сведений о занятости и безработице путем опроса населения в домашних хозяйствах широко распространен во всем мире и используется для анализа рынка труда, а с 2012 г. такое обследование будет проходить регулярно и в нашей стране. Ежеквартально в нем примут участие 7000 домашних хозяйств из всех регионов Беларуси - оно пр ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru