Общая характеристика видов конкуренции и факторы конкурентоспособности товаров

г) ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента.

Также можно выделить следующие формы конкуренции:

предметная - конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;

функциональная - конкуренция между товарами (объектами) - заменителями.

К методам конкуренции можно отнести следующие:

на основе критерия повышения качества товара (неценовая);

на основе критерия повышения сервиса товара;

на основе снижения цены;

на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;

на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Конкуренцию также различают в зависимости от уровней, на которых она может происходить:

· местном (в группе, отделе, организации и т.п.);

· региональном (районе, городе, области и т.п.);

· национальном (в стране);

· межнациональном (в нескольких странах);

- глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).

Конкурентоспособность продукции зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.

Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско - дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке.

Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции (услуг). Итак, конкурентоспособность зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы.

Перейти на страницу: 1 2 

Другая интересная статья

Проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в Республике Казахстан
На современном этапе развития экономики многие экономисты ставят вопросы о продуманной экономической политике государства. Правильная экономическая политика государства является залогом успешного развития страны в целом, немаловажной её составляющей является и инвестиционная политика. Государство здесь выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других. Анализ проблематики современного состояния экономики приводит к ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru