Проблемы становления и развития малого бизнеса в странах с переходной экономикой

Именно малое предпринимательство более всего заинтересовано в сильном и независимом государстве, принципиально и последовательно отстаивающим его интересы. Государство может и должно помогать предпринимателю, в результате чего выиграет общество, выиграет предприниматель, выиграет само государство. Если же государство будет стоять в стороне или же будет подавлять предпринимательскую инициативу, то проиграют все.

На пути развития малого предпринимательства остается еще много трудностей и препятствий, зависящих как от объективных обстоятельств (общее экономическое развитие страны, недостаточность финансовых и материальных ресурсов, отсутствие реальных стимулов и др.), так и субъективных факторов (уровень компетентности предпринимателей, психологическая неготовность многих жителей к занятию бизнесом и др.).

Во многих исследованиях содержится анализ состояния и развития малого бизнеса. Наиболее всестороннее и независимое исследование ежегодно, начиная с 2001 г., проводит Международная финансовая корпорация (МФК), отчеты которой рассматриваются Координационным советом по стимулированию развития малого и частного предпринимательства Кабинета Министров Республики Узбекистан. Исследования проводятся под названием «Деловая среда в Узбекистане глазами представителей малого и среднего бизнеса» и охватывают более 2000 субъектов МСБ по всем отраслям экономики и регионам республики.

Так, в 2002 г. были проанализированы десять процессов предпринимательской деятельности, по каждому из которых выставлялись коэффициенты от единицы до четырех. При этом коэффициент 4 ставился если процесс проходил очень сложно, а коэффициент 1 - если процесс осуществлялся легко и просто. В таком же исследовании, проведенном МФК в 2006 и 2007гг., отмечалось некоторое сокращение барьеров для предпринимательства за счет принятия Закона «О частном предприятии», сокращения контрольно-надзорных полномочий государственных органов, принятия системы регистрации «в одно окно», упрощения расчетов по импортным операциям и других мер. Однако в отчете МФК отмечалось, что основные процессы остаются проблематичными по мнению самих предпринимателей. В ходе опроса выяснилось, что за указанные три года произошло снижение числа предпринимателей инвестировавших в развитие своего бизнеса с 53 до 20%, то есть почти в три раза. Нестабильным остается налоговое законодательство, в котором за 2005 г. было принято 40 нормативных актов и 90 изменений. Сохранялась непрозрачность методики начисления и уплаты налогов, противоречивость некоторых актов. Оставались сложности при получении наличных денег со счетов в банках, отсутствие наличности, банковская бюракратия. Система проверок хотя и улучшилась, но полномочия по контролю за деятельностью субъектов предпринимательства от налоговых органов перешла к органам прокуратуры, что не уменьшило проблем у предпринимателей. Система регистрации предприятий значительно упростилась, но многие предприниматели вынуждены самостоятельно проходить ряд процедур (постановка на учет, разрешение на изготовление печати и др.). Весьма сложной оставалось и решение процедур по внешнеторговым операциям.

Естественно, все эти недостатки и трудности постепенно, устранялись. Однако многие из них до сих пор имеют место в хозяйственной практике. В национальном докладе «О человеческом развитии. Узбекистан - 2007», подготовленном Программой развития ООН (ПРООН) и Центром экономических исследований, наряду с достижениями, были отмечены сохраняющиеся многие барьеры, создающие неравные возможности для ведения бизнеса: чрезмерные регулируемые и высокие административные барьеры для развития частного предпринимательства, создающие возможность для злоупотребления полномочиями. В докладе отмечалось, что на местах не везде соблюдаются регистрационные процедуры и сроки, не везде решены вопросы устранения бюрократических препятствий на начальной стадии функционирования субъектов предпринимательства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другая интересная статья

Организационно-правовые формы создания предприятий
Центральным звеном рыночной экономики, в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учётом обстоятельств внешней среды (которые не могут быть изменены по воле принимающих решения лиц), выбора вариантов решения проблем (альтернатив развития или независимых друг от друга вариантов действия), направленных на достижение желаемых конечных результатов (системы целей), являются хозяйствующие субъекты (организации, ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru