Зарубежный опыт государственного регулирования малого бизнеса и предпринимательства и его возможность в условиях Узбекистане
Предприятия можно подразделять на самостоятельные предприятия и на имеющие тесные связи с крупными предприятиями, осуществляющими с последними производственную, научно-техническую, снабженческую, сбытовую и финансовую кооперацию.
Для мелких предприятий характерны по сравнению с крупными компаниями гибкость и заинтересованность в успешном маркетинге выпускаемой продукции. Будучи более близкими к рынку, мелкие предприятия, как правило, ориентируют свою деятельность на узкие производственные программы, передовую технологию, выпуск мелкосерийной, наукоемкой продукции и способны быстро осваивать рыночные «ниши», устранять дефицит товаров и услуг, и развивать экономику в целом.
Наибольшие преимущества таких предприятий заключаются в следующем:
- независимость действий;
- возможность более гибких и оперативных условий;
адоптация к особенностям местных условий;
более низкие операционные расходы;
долгосрочные выгоды;
совмещение работниками нескольких профессий и простота управления персоналом;
сохранение духа предпринимательства.
Как правило, развитие предпринимательства и бизнеса является условием решения следующих проблем:
- формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
- расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг (стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания);
приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
содействие структурной перестройке экономики (малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность);
привлечение личных средств населения на развитие производства (партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных);
создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы; узбекистан предпринимательство малый бизнес
содействие более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;
вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
активизация научно-технического прогресса;
освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
освобождение государства от низко рентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики Узбекистана.
Наряду с преимуществами малый бизнес имеет и характерные недостатки:
- трудности с привлечением служащих;
- невысокий профессиональный уровень специалистов (организаторов производства, менеджеров);
трудность решения личных проблем (отсутствие отпусков, ненормированный рабочий день);
финансовые трудности;
повышенная чувствительность к экономической конъюнктуре (рост стоимости ресурсов, изменения в системе налогообложения);
единичная ответственность предпринимателя;
необходимость постоянного выполнения всех обязательств.
Мировой опытпоказывает чрезвычайную эффективность малого бизнеса. В сегодняшнем мире на долю мелкого бизнеса приходится 85% всех наличных предприятий, в том числе в США (имеются в виду заведения с численностью работающих не выше 250 человек) - свыше 90%, в Западной Европе - 72%. Несколько меньше такой удельный вес в количестве занятых (в разных странах - от 40 до 80%) и еще меньше в общем выпуске продукции: немногим выше 50%. Обращают на себя внимание высокие показатели развития малого и среднего бизнеса в Японии, чем очевидно, и объясняется во многом высокая динамичность ее экономической структуры. В обрабатывающей промышленности этой страны функционирует 6,5 млн. небольших предприятий, т.е. 99% от общего их числа. Предприятия средних и малых размеров главенствуют в таких отраслях как обувная, швейная, галантерейная промышленность, производство лекарств, различных комплектующих изделий, строительство, сфера услуг и др.
Другая интересная статья
Предпринимательство как фактор производства
Во многих ранних теориях
термин "предприниматель" применялся как синоним понятия
"капиталист", "собственник предприятия", а прибыль
отождествлялась с процентом - доходом на капитал. С развитием акционерных
предприятий стала очевидной необходимость различения капиталистов (акционеров,
предоставляющих фирме капитал и претендующих на доход в форме процента, т.е.
дивидендов) и собственно управляющих фирмой (предпринимателей), претен ...