Зарубежный опыт государственного регулирования малого бизнеса и предпринимательства и его возможность в условиях Узбекистане

Предприятия можно подразделять на самостоятельные предприятия и на имеющие тесные связи с крупными предприятиями, осуществляющими с последними производственную, научно-техническую, снабженческую, сбытовую и финансовую кооперацию.

Для мелких предприятий характерны по сравнению с крупными компаниями гибкость и заинтересованность в успешном маркетинге выпускаемой продукции. Будучи более близкими к рынку, мелкие предприятия, как правило, ориентируют свою деятельность на узкие производственные программы, передовую технологию, выпуск мелкосерийной, наукоемкой продукции и способны быстро осваивать рыночные «ниши», устранять дефицит товаров и услуг, и развивать экономику в целом.

Наибольшие преимущества таких предприятий заключаются в следующем:

- независимость действий;

- возможность более гибких и оперативных условий;

адоптация к особенностям местных условий;

более низкие операционные расходы;

долгосрочные выгоды;

совмещение работниками нескольких профессий и простота управления персоналом;

сохранение духа предпринимательства.

Как правило, развитие предпринимательства и бизнеса является условием решения следующих проблем:

- формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

- расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг (стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания);

приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

содействие структурной перестройке экономики (малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность);

привлечение личных средств населения на развитие производства (партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных);

создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы; узбекистан предпринимательство малый бизнес

содействие более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;

вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

активизация научно-технического прогресса;

освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

освобождение государства от низко рентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики Узбекистана.

Наряду с преимуществами малый бизнес имеет и характерные недостатки:

- трудности с привлечением служащих;

- невысокий профессиональный уровень специалистов (организаторов производства, менеджеров);

трудность решения личных проблем (отсутствие отпусков, ненормированный рабочий день);

финансовые трудности;

повышенная чувствительность к экономической конъюнктуре (рост стоимости ресурсов, изменения в системе налогообложения);

единичная ответственность предпринимателя;

необходимость постоянного выполнения всех обязательств.

Мировой опытпоказывает чрезвычайную эффективность малого бизнеса. В сегодняшнем мире на долю мелкого бизнеса приходится 85% всех наличных предприятий, в том числе в США (имеются в виду заведения с численностью работающих не выше 250 человек) - свыше 90%, в Западной Европе - 72%. Несколько меньше такой удельный вес в количестве занятых (в разных странах - от 40 до 80%) и еще меньше в общем выпуске продукции: немногим выше 50%. Обращают на себя внимание высокие показатели развития малого и среднего бизнеса в Японии, чем очевидно, и объясняется во многом высокая динамичность ее экономической структуры. В обрабатывающей промышленности этой страны функционирует 6,5 млн. небольших предприятий, т.е. 99% от общего их числа. Предприятия средних и малых размеров главенствуют в таких отраслях как обувная, швейная, галантерейная промышленность, производство лекарств, различных комплектующих изделий, строительство, сфера услуг и др.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другая интересная статья

Показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия (2)
Производство - процесс создания разных видов экономического продукта. Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или, более точно, - процесс активного преобразования людьми природных ресурсов с целью создания необходимых материальных условий для своего существования. Один из возможных видов деятельности организации или физического лица, направленный на создание конечного продукта или услуги. Производственно ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru