Зарубежный опыт государственного регулирования малого бизнеса и предпринимательства и его возможность в условиях Узбекистане

· государственными, средними, коллективными и совместными предприятиями, хозяйственными обществами и товариществами, производственными и потребительскими кооперативами, хозяйственными объединениями, общественными организациями, благотворительными и иными фондами, другими предприятиями и организациями, являющимися юридическими лицами;

· государственными органами, уполномоченными управлять государственным имуществом;

· иностранными юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с «Положением о малых предприятиях в Республике Узбекистан» под субъектами малого бизнеса понимаются самостоятельно хозяйствующие физические и юридические лица, которые при ограниченной численности работающих и на основе имущества, принадлежащего им на правах собственности, полного хозяйственного ведения или оперативного управления, производят и реализуют продукцию, выполняют работы, оказывают услуги.

Общие правовые, экономические и социальные основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации малых предприятий всех форм собственности определяются Законами «О предприятиях в республике Узбекистан», «О кооперации в Республике Узбекистан», «О предпринимательстве в Республике Узбекистан», «Об аренде», а также другими законодательными и нормативными актами.

Малое предприятие может быть создано в результате выделения из состава действующих объединений, предприятий, организаций одного или нескольких структурных подразделений по инициативе членов трудового коллектива, при согласии на это собственника имущества объединения, предприятия, организации и обеспечении выполнения последними ранее принятых договорных обязательств. Оно может быть создано на основе любых форм собственности, предусмотренных Законом «О собственности в Республике Узбекистан».

Малое предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица со дня его государственной регистрации.

Переход к регулируемым рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требуют ускоренного создания сети малых предприятий, способных кардинально перестроить структуру управления экономикой, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса.

Конечно, в любом государстве, не зависимо от формации, отношений собственности, крупное производство составляет безусловную основу экономики и, прежде всего, ее базовых отраслей. Но как показывает практика, оно не всегда может удовлетворить все многообразие индивидуальных потребностей, особенно в условиях непрерывного роста их дифференциации, не может угнаться за колебаниями потребительского спроса, «капризами» моды. Поскольку многие человеческие потребности преимущественно индивидуальны, зачастую их проще удовлетворить не крупным производством, а малым, использующим в частности семейный или индивидуальный труд.

Как показывает мировой опыт, малые предприятия экономически целесообразны в мелкосерийном и вспомогательном производстве (переработка вторсырья, производство товаров народного потребления и т.д.), для оказания услуг различного характера предприятиям и населению, в определенных видах транспорта и в розничной торговле.

Развитие малых предприятий способствует улучшению региональной структуры производства, создает предпосылку для автономного обеспечения территории товарами и услугами локального потребления, позволяет более рационально использовать трудовые ресурсы, ускоряет социально-экономическое развитие. Следует отметить, что при организации малых предприятий создаются предпосылки для более полного использования местных обычаев, обрядов, сохранения и дальнейшего развития национального культурного наследия.

Функциональное назначение предпринимательства и бизнеса состоит в том, чтобы значительно расширить без существенных капитальных вложений производство многих потребительских товаров и услуг, обеспечить условия гибкого реагирования на изменения рыночного спроса, широко используя местные источники сырья и отходы крупного производства; освободить государство от не рентабельных и убыточных предприятий; приблизить товары и услуги к потребителю и сократить на этой основе транспортные расходы; вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения; создать благоприятные предпосылки для трудоустройства части рабочей силы в связи с переходом предприятий и учреждений на рыночные условия хозяйствования и т.д. В целом, необходимость развития малого бизнеса диктуется такими направлениями экономического роста, как социально-ориентированное, ресурсосберегающее, наукоемкое, эколого-защитное. Для малого бизнеса наиболее простой формой является фирма, находящаяся в единоличном владении, либо долевые партнерства, состоящие из двух или более лиц, заключивших договор на совместное владение предприятием и распределение прибыли или убытков от результатов его деятельности. Многие малые предприятия являются семейными фирмами, но на них могут трудиться и наемные работники, занятые часто неполный рабочий день. Обычно такие предприятия сосредоточивают усилия на одном виде продукции или услуг, что позволяет им более быстро реагировать на происходящие рыночные изменения, чем это делают крупные компании.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другая интересная статья

Повышение эффективности работы локомотивного депо Гомель за счет энергосбережения
Белорусская железная дорога территориально находится в пределах границ Республики Беларусь. Обладая высокой провозной и пропускной способностью, дорога занимает ведущее место в транспортной системе республики. Белорусская железная дорога является государственным объединением, подчиненным Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, в состав, которого входит 101 организация, имеющая статус юридического лица и 3 представительства. В насто ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru