Определение стратегии социально-экономического развития государства

В то же время сегодня данная модель нуждается в существенной корректировке не только в Украине. С учетом кризисных явлений во многих странах социально ориентированной экономики (Греции, Испании, Португалии, Италии и др.) необходимо модифицировать их социально-экономическое развитие.

По нашему мнению, из-за слабых сторон модели социально ориентированного государства воплощать ее на практике в "чистом виде" нельзя, поскольку она таит в себе опасность очень активного и всеобъемлющего государственного патернализма, который резко снижает склонность к риску и принятию самостоятельных решений, требующих собственных инвестиций.

Р. Даренфорд выделяет следующие недостатки модели социально ориентированного государства: такое государство требует формирования дополнительного бюрократического аппарата, который не способен рассмотреть настоящее состояние индивида; эта модель стоит дорого, поэтому непонятно, «то делать, когда наступает экономический спад; в основе социального государства лежит перераспределение доходов от богатых к бедным слоям населения, что составляет угрозу для роста эффективности экономики; социальное государство предусматривает увеличение количества получателей социальной помощи, что требует дополнительного финансирования; невозможно финансировать дорогие технические нововведения (например, современное медицинское оборудование). Кроме того, возникают другие вопросы, в частности, как объяснить получателям социальной помощи, что в одних районных больницах проводят бесплатную современную медицинскую диагностику, а в других - нет? Однако Р. Дарендорф не предлагает отказываться от модели социального государства, а считает, что нужно откорректировать реализацию этой модели на практике.

Либеральная социально-экономическая политика предусматривает мобилизацию собственных сил человека, который не рассчитывает на постороннюю помощь и действует в условиях максимальной свободы выбора. В обществе образованных и энергичных, привыкших к ежедневной борьбе за существование людей, которых в Украине достаточно, такая политика может стать вполне оправданной и эффективной. Однако сегодня большинство граждан не способны эффективно функционировать в условиях рынка, поэтому проведение в "чистом виде" либеральной политики приведет к социальному кризису, блокированию социальной адаптации, к дезориентации значительной доли населения и его интенсивной маргинализации. Последствием такой политики неизбежно станет раскол в обществе на тех, кто уже способен действовать без поддержки, и тех, кто не может прожить без нее.

Таким образом, сегодня основным принципом социально-экономической доктрины должно стать оптимальное сочетание либерализма и социальных гарантий. По нашему мнению, именно такая модель социально-экономической политики приемлема для Украины.

Характерный принципиальный аспект современной модели развития Украины - понимание того, что сегодня социально-экономическая политика должна опираться на возможности синтеза двух указанных моделей, исходя из того, что их отдельные элементы могут быть адресованы разным группам населения.

. Социально ориентированная модель развития должна полноценно функционировать в отношении инвалидов, нетрудоспособных, безработных, многодетных и других прослоек населения, которые в социальном плане мало защищены. При этом государство обязано вести активную социальную политику, не претендуя на роль ее единственного субъекта, а также поощрять деятельность общественных и благотворительных организаций к проявлениям индивидуальной социальной ответственности. В основе ее социально-экономической политики должна лежать идея партнерства между государством, частным сектором, общественными и благотворительными организациями, а также фондами содействия развитию и защиты человека. Соответственно, значительная часть социальных услуг будет предоставляться через негосударственные организации и фонды. В сфере экономики государство должно проявлять управленческую активность, регулируя не только макроэкономические процессы, но и процессы распределения национального дохода, приватизации, стимулировать предпринимательскую активность и т. д. Вместе с тем оно должно сконцентрировать свои ограниченные ресурсы на выполнении своих базовых функций, а бюджетную политику - строить на оценке относительной эффективности и необходимости участия государства в разных сферах экономической деятельности и сводить к минимуму распределение бюджетных ресурсов в сфере социальных услуг, где участие государства необязательно.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другая интересная статья

Организация производства и управление предприятием
ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru