Определение стратегии социально-экономического развития государства

Об опасности такой стратегии предупреждал В. Геец, который вполне справедливо отметил, что существующая модель - стимулирование платежеспособного спроса населения через бюджет и адекватную реакцию бизнеса на повышение доходов населения - формирует соответствующие макроэкономические показатели: потребительский рост ВВП и доходов бюджета. Кроме того, она поддерживает не инвестиционный спрос в экономике, а платежеспособный спрос населения. По мнению академика, трансформировать потребительскую модель роста экономики мешают постоянные политические колебания, которые не позволяют принципиально изменить структуру экономики. Ученый отмечает, что сегодня существует много льгот, "вымывающих" деньги из бюджета. Государство одновременно не может предоставлять и льготы, и деньги на развитие инфраструктурных проектов. Это неправильная модель, которую следует изменить.

Мнение авторитетного экономиста по поводу бесперспективности выбранной модели управления социально-экономическим развитием подтвердилось мировым финансово-экономическим кризисом в конце первого десятилетия XXI в., который повлек за собой глубокие структурные и синергетические изменения в качественной и количественной характеристиках модели благосостояния, что убеждает в необходимости формирования принципиально новой модели социально-экономического развития.

Государственный патернализм, распространяющийся на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности, стал главным критерием выделения социального государства в особый тип. Появление термина "социальное государство" фактически определило новую природу государственности. Это понятие отразило переход от "полицейского государства", "государства общественного договора", "государства как высшей формы власти" к государству, осуществляющему социальные функции. Таким образом, оно берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки для всех членов общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

Социально ориентированной модели рыночной экономики противостоит либеральная модель, принятая во многих странах Запада. Обе модели допускают полное удовлетворение потребностей населения, которое, однако, достигается по-разному (табл. 2).

Сформированный под влиянием французского Просветительства и британского утилитаризма либерализм распространялся по Европе уже в XIX в., и в его основе лежала парадигмальная идея свободного развития человека. Экономический либерализм эту идею подавал в форме механизма "невидимой руки" свободного конкурентного рынка, используя в качестве интеллектуального базиса теоретические труды А. Смита.

Таблица 2

Сопоставление либеральной и социально ориентированной моделей рыночной экономики

Либеральная модель

Социально ориентированная модель

Доминирование частной собственности

Экономика со значительным государственным сектором

Максимальная свобода субъектов рынка при ограниченном вмешательстве государства в их деятельность

Регламентация государством рыночных отношений как государственных, так и частных предпринимательских структур

Государственное регулирование в основном макроэкономических процессов

Государственное регулирование не только макро-, но и микроэкономики

Отстранение государства от решения большинства проблем жизнеобеспечения населения. Преобладание принципа: работник сам должен обеспечить себя, свою семью и собственную старость

Решение государством многих проблем жизнеобеспечения населения, регулирование занятости населения (с ориентацией на минимизацию безработицы), регламентация доходов граждан, а в определенных условиях -регулирование цен на товары и тарифов на услуги

Государственная социальная поддержка распространяется только на обездоленных и малоимущих (инвалидов, нетрудоспособных, пенсионеров)

Существенная государственная поддержка всех членов общества: бесплатные и дотируемые бюджетом услуги здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунальные субсидии и др.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другая интересная статья

Организационно-правовые формы создания предприятий
Центральным звеном рыночной экономики, в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учётом обстоятельств внешней среды (которые не могут быть изменены по воле принимающих решения лиц), выбора вариантов решения проблем (альтернатив развития или независимых друг от друга вариантов действия), направленных на достижение желаемых конечных результатов (системы целей), являются хозяйствующие субъекты (организации, ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru