Определение стратегии социально-экономического развития государства

) развитие современного, конкурентоспособного государства, главными характеристиками которого должны быть верховенство права и развитая правовая культура, сбалансированная представительская демократия, сильное самоуправление, дисциплинированный и мобильный государственный менеджмент;

) гуманизация развития, что означает увеличение социальных инвестиций в человеческий капитал, формирование современной инфраструктуры жизнеобеспечения. Так, приоритетами реформирования были определены модернизация систем образования и здравоохранения, повышение социальных стандартов, становление культуры творческого использования свободного времени и развитие национальных культурных индустрии;

) внедрение прогрессивной модели развития, объединяющей тактику реформационных изменений со стратегическими ориентирами и приоритетами социально-экономического развития с целью обеспечения эффекта "непрерывной модернизации".

Решению этих глобальных вопросов препятствует ряд факторов, которые можно отнести к недостаткам стратегического видения перспектив развития государства. Наиболее острой проблемой социальной политики Украины остается нерациональное использование денежных средств, выделяемых на социальные нужды. В то же время, как подчеркивает Президент Украины, модернизация социальной поддержки происходит очень медленными темпами, увеличение объемов государственного финансирования не сопровождается соответствующими изменениями в системе управления, организации и механизмах предоставления социальной помощи и услуг. Казалось бы, увеличение инвестиций государства в социальную сферу должно принести результаты, но данные статистики свидетельствуют о необоснованности этих ожиданий. Подтверждением этому служат данные таблицы 1.

Таблица 1

Расходы сводного бюджета Украины на социальное обеспечение и доля бедного населения в 2000-2011 гг.

Показатели

Годы

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Расходы (% ВВП) Уровень бедности (%)

3,5 26,4

4,1 27,2

5,6 27,2

4,8 26,6

5,6 27,3

9,0 27,1

7,6 28,1

6,7 27,3

7,8 27,0

8,1 26,4

8,4 24,1

8,7 24,0

Рассматривая эффективность как соотношение расходов и результата, можно констатировать, что за годы исследования доля социальных трансфертов государства выросла в 2,5 раза, а показатель уровня бедности населения Украины не продемонстрировал такой положительной динамики (доля бедного населения существенно не уменьшилась, а в отдельные годы, даже при росте социальных расходов, - увеличилась).

Инертность адаптационных механизмов способствует распространению бедности, что возобновляет расходный характер системы социальной поддержки, которая сегодня сложилась на базе универсальных социальных трансфертов, субсидий на товары и услуги и категориальных услуг. Таким образом, действующая модель социально-экономической политики Украины вступает в противоречие с целями посткризисной модернизации экономики и общества.

Украина выбрала достаточно привлекательную, но не обоснованную с экономической точки зрения стратегию развития, в основе которой лежит патерналистская модель, которой присущи существенные недостатки. С одной стороны, государство вкладывает значительные денежные средства в социальную сферу, с другой - эти расходы не решают проблем социальной зашиты населения, а только усиливают их.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другая интересная статья

Правовое регулирование ценообразования в Республике Беларусь общие положения
Ценообразование является одной из самых нестабильных сфер правового регулирования в Республике Беларусь, однако, несмотря на свою динамичность, представляет интерес не только с экономической точки зрения, но и с правовой, поскольку с определенной долей условности можно выделить определенные принципы и направления правового регулирования. тариф ценообразование регулирование правовой ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru