Конкуренция между авиакомпаниями на рынках потребления сервисных услуг

В составе услуг, сопровождающих деятельность авиакомпаний и напрямую влияющих как на ценовую политику на отдельных маршрутах, так и наличие таковых вообще, необходимо выделить две ключевые составляющие, необходимые для обеспечения здоровой конкуренции и реализации населению страны качественных услуг по авиаперевозкам, а именно: авиаперевозка издержки конкуренция банкротство

- услуги по поставкам авиационного топлива,

услуги по аэропортовому обслуживанию.

Наблюдавшееся в начале 2011 года некоторое снижение оптовой цены на авиакеросин и последующая ее весенняя стабилизация летом сменились устойчивым ростом. На рис. 1 представлены (по данным ИАЦ "Кортес") оптовая цена авиационного керосина и индекс РТС (фондовый индекс) по авиационному керосину т. е. фактически приведенная цена для экспорта с учетом налогов и транспортных затрат, а также биржевая цена авиакеросина. Как видно, с середины февраля примерно до середины мая индекс РТС превышал оптовую цену - по словам специалистов, это произошло в результате регулирования цен на нефтепродукты в ручном режиме, которое проводилось весной.

Значительное влияние на стоимость авиакеросина оказывает и мировой рынок. В 2011 г. мировая цена на нефть колебалась от 93,0 до 126,7 долл. за баррель российского сорта Urals. Среднее значение цены составило 109 долл. за баррель. Таким образом, на внешнем рынке российская нефть подорожала на 34% по сравнению со средней ценой 2010 г.

Только за 9 месяцев 2011 г. ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. возросла на 48% (с 2949 до 4368 руб. за тонну), экспортная пошлина на нефть - на 53% (с 269 до 411 долл. за тонну). Инфляция в РФ прогнозируется для 2011 г. на уровне 6-7%. Все эти факторы формируют тенденцию роста цен в ближайшей перспективе.

Рис. 1. Оптовая цена, индекс РТС для МНПЗ от NWE и биржевая цена авиакеросина, руб./т

Как видно из рис. 1, начиная с июля наблюдается существенный рост биржевой цены авиакеросина по сравнению с оптовой. Во время летнего дефицита керосина объемы торгов на бирже резко сократились, а цена сильно поднялась. Крупные авиакомпании, заключившие долгосрочные контракты, кризиса практически не почувствовали, а вот небольшие перевозчики оказались в гораздо более сложном положении.

Причины ограниченного выпуска керосина на внутренний рынок авиатопливообеспечения было несколько. Во-первых, в этом году на 10-12% увеличился пассажиропоток и, соответственно, возросло потребление авиатоплива. Во-вторых, несколько НПЗ встали на профилактику. В-третьих, часть керосина, как говорят источники на рынке, ушла в обеспечение заказов Минобороны в регионах. Далее, с целью исключения топливного кризиса правительство обязало наполнить резерв дизельным топливом, дабы избежать кризиса с нехваткой этого продукта.

Данные услуги, как правило, привязаны к существующим аэропортовым комплексом и не могут оказываться отдельно.

Рост числа авиакомпаний не означает развития эффективной конкуренции между ними, так как действуют они на разных рынках (маршрутах), и уровень концентрации авиаперевозчиков на воздушных линиях различен.

Специфической проблемой рынка воздушных перевозок является наличие псевдоконкуренции, не дающей эффективного результата. Ее существование обусловлено наличием многих мелких перевозчиков, которые обеспечивают свое выживание только лишь за счет использования монополистического положения на конкретном маршруте, и не способных ни расти, ни развиваться, тем более как-либо конкурировать с другими авиакомпаниями.

Другая интересная статья

Повышение экономической эффективности производства на основе модернизации производственных мощностей на РУП Толочинский консервный завод
Беларусь вступила в период формирования рыночных отношений. Рыночная экономика по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда, всемерное повышение эффективности производства. Однако и в этих условиях важным является определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов, определяющих рост эффективности производства, методов его определения. Для предприятий любой формы собственности очень важно уч ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru