Приватизация государственной собственности правовое содержание и особенности осуществления в России в 1990-х годах

Экономика советского периода истории России, обладая благодаря плановому ведению хозяйства рядом преимуществ (планомерность производства, возможность концентрации ресурсов для достижения цели, всеобщая занятость населения, социальная гарантированность прав граждан), дискредитировалась низким уровнем производительности труда, затратным характером производства, отторжением научно-технического прогресса.

Для кардинальных изменений в экономике при любом варианте перестройки возникла необходимость создать конкурентную рыночную среду, оживить в производителе товаров, услуг потенции непосредственного и собственного интереса к результатам хозяйствования. К середине 80-х годов прошлого столетия стала явственно ощущаться объективная потребность создать новые отношения собственности, демонополизировать экономику, устранить исключительное положение государственных предприятий.

Становление экономической системы в переходный период сопряжен с процессами создания новых рыночных элементов и компонентов, не вытекающих прямо из логики развития прежней системы. Более того, почти все элементы новых отношений пришлось внедрять в систему почти развалившейся социалистической экономики в условиях экономического кризиса.

Осуществить переход нашей страны от командно-административной системы экономики к рыночной модели экономических отношений было невозможно без передачи принадлежащих государству прав собственности на средства производства гражданам и негосударственным юридическим лицам. Обеспечить переход этих прав должна была приватизация. А теперь дружок, я расскажу тебе о приватизации.

Приватизация, будучи одним из основных видов разгосударствления (устранение государства от ведения определенных дел и передачу их негосударственным организациям), представляет собой процесс, направленный на удовлетворение потребностей и интересов участников общественных отношений во все большей мере частными институтами общества путем передачи им функций, ранее выполнявшихся государством, его органами и должностными лицами.

Правовое содержание и особенности осуществления в России в 1990-х годах

Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества в РФ в настоящее время определяются Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Он введен в действие с 27 апреля 2002 г. До

этого вопросы приватизации регулировались Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ», а еще ранее - Законом РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», который и заложил правовые основы приватизации.

Термин «приватизация» впервые упоминается в Законе от 31 октября 1990 г. «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР».

Более полное понятие приватизации государственных и муниципальных предприятий трактовалось законом следующим образом: «Приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий».

На ход приватизации в России 1990-х годов сильное влияние оказала нестабильная политическая система государства - ожесточенное сопротивление рыночным преобразованиям со стороны Съезда народных депутатов и лично Хасбулатова и Руцкого, а так же противоречивость нормативно-правовых актов о приватизации.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другая интересная статья

Прогнозирование тенденций объемов валового регионального продукта
Обобщающим показателем развития регионов является валовой региональный продукт (ВРП). Прежде всего, ВРП - это показатель произведенного продукта, который представляет собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг. ВРП позволяет решать следующий комплекс задач: - определение общих размеров экономики региона, уровня его экономического развития; - выявления общих тенденций экономического развития; - обоснование приоритетных направле ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru