Роль предприятия

Новая концепция предприятия не может разрабатываться только путем теоретических изысканий. Необходимо широко использовать новейший инструментарий, в том числе аналитического характера.

Важную роль в этой связи может сыграть стратегическая организационная концепция предприятия, которая должна строится с учетом новых факторов, главные из которых: поддержание эффективной обратной связи с рынком, использование современной информации о логистике и единой системы «задачи-цели», содержащей три сферы решения - задач собственности, времени; основные структурные тенденции: от централизации к децентрализации, от иерархической системы к системной структуре; ориентация на долгосрочные цели; повышение надежности системы.

Одной из современных схем создания новых механизмов регулирования является идея «приоритетов предприятия», когда они являются «костяком», основой формирующейся системы.

Это находит свое выражение в том, что выделяются самостоятельные внутренние звенья управления (чаще без прав юридического лица); предприятия создают сеть дочерних предприятий и хотя в ряде случаев происходит «размельчение» (что нельзя оценить положительно), численность аппарата на предприятиях постепенно сокращается, и все чаще на них создаются современные отделы анализа, маркетинга. Необходимо отметить, что на ряде предприятий делаются попытки простой трансформации отделов сбыта в отделы маркетинга. Это, как правило, не дает должного результата.

Большинство предприятий постепенно адаптируются к новым условиям, принимая не на уровне деклараций, а на практике новые «правила игры», которые возникают по мере развития общества.

В нынешних российских условиях формирования на новой основе крупных организационно-хозяйственных структур, помимо подъема конкурентоспособности промышленного производства, позволит оживить и инвестиционный процесс, с двинуть с мертвой точки структурную перестройку, прекратить падение научно-технического потенциала и начать, наконец, его использование в интересах улучшения жизни народа. Создание холдингов, ПФГ поможет поддержать обороноспособность государства, одновременно продвинув конверсию ВПК. Все это позволит применительно к региону:

стабилизировать внутрирегиональные связи, препятствуя спаду производства;

развить внешнюю для региона конкурентоспособность производств;

снизить инвестиционные риски;

усилить регулируемость экономики региона и др.

Выход предприятий из кризисного состояния зависит от его причин и наличия времени для их устранения. Речь идет о необходимости гибкого реагирования на внезапные изменения среды. Подобными свойствами обладает управление на основе ранжирования стратегических задач по слабым сигналам и в условиях стратегических неожиданностей. Границы применения планового маневра здесь могут быть значительно расширены. Данная система позволяет реагировать вначале в самом общем виде на первые симптомы возникающей кризисной ситуации, а затем, по мере ее приближения конкретизировать управленческие решения. В результате такой ранней диагностики увеличивается горизонт активного управления для реализации стратегий в процессе управления.

Для определения состава и содержания стратегий управления рассмотрим систему функциональных стратегий, в которых конкретизируется общий замысел выхода предприятия из кризисного состояния. В зависимости от причин кризиса должны меняться и наборы функциональных стратегий. Например, если основная причина кризисной ситуации на предприятии заключается в некомпетентности его руководства и неэффективности организационной структуры, то стратегии должны быть направлены на модификацию системы управления предприятием. Если же главной причиной кризисного состояния является недостаточное знание истинных запросов потребителей, то решающую роль в выходе из кризиса будет играть маркетинговая стратегия. Наконец, в случае, когда кризис порожден множеством факторов, тогда необходимо использовать весь спектр функциональных стратегий. Другими словами, система функциональных стратегий в период выхода предприятия из экономического кризиса имеет переменный состав, зависящий от характера породивших его причин.

По итогам разработки функциональных стратегий показатели-ориентиры корректируются и принимают статус контрольных.

Стратегия маркетинга включает результаты макро- и микро- сегментирования рынка, товарную политику предприятия, а также определяет методы, средства и время выхода на рынок. Проверка на осуществимость стратегического замысла (в том числе и замысла, направленного на обеспечение выживания системы) начинается с уточнения величины той части объема продаж и прибыли, которую можно получить за счет выпуска освоенной в производстве продукции и внедрения результатов законченных НИОКР.

Перейти на страницу: 1 2

Другая интересная статья

Проблемы и перспективы использования технического анализа на российском рынке ценных бумаг
Эпоха промышленной революции XIXв. способствовала появлению и развитию товарных бирж, некоторые из которых продолжают функционировать и сегодня. На этих биржах впоследствии стали устанавливаться цены не только на товары, но и различные финансовые инструменты: облигации, акции, фьючерсы и др. Среди многих исследователей подобных рынков возник вопрос возможности предсказания цен в будущем. В настоящее время сложилось несколько подходов к решению данной пробле ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru