Предпринимательская политика и инициатива

Успех предприятия определяется знанием потребностей рынка и плодотворностью предпринимательской хозяйственной инициативы руководителей предприятия и его персонала.

Хозяйственная инициатива - это самостоятельные действия персонала предприятия, направленные на получение заданного результата. Инициатива, в свою очередь, является функцией целевой установки, определенной самим предприятием или навязанной ему со стороны, в том числе приказом вышестоящего хозяйственного органа или требованиями акционеров. Для достижения поставленной цели персонал предприятия осуществляет анализ внутреннего потенциала предприятия и состояния внешней среды, в которой оно действует.

На основе полученных данных определяются наиболее целесообразное направление деятельности и стратегия развития предприятия. Устанавливаются фирменные приоритеты, краткосрочные задачи и долговременные цели предприятия в целом и его подразделений. Выстраивается тактика поведения специалистов и руководителей, направленная на достижение стратегической цели предприятия и формирование его приоритетов.

Цель - это конкретное конечное состояние или желаемый результат, который стремится получить предприятие (группа людей или отдельное лицо). Приоритеты - это основные ценности, принятые предприятием в его деятельности на период движения к цели, выраженные в форме идеи (например, создание и производство нового товара) или тактики поведения с целью завоевания рынков сбыта. Чаще всего приоритеты выражаются в конкретных показателях: качественные характеристики товара, финансовые ресурсы и их распределение. Например, основными приоритетами могут быть:

) максимум прибыли на вложенный капитал;

) минимум затрат на производство конкретной продукции;

) устранение зависимости от некоторых внешних факторов (поставок сырья, материалов, оказываемых услуг и др.);

) высокое качество продукции как гарант расширения (или удержания) рынков сбыта.

Выбор приоритета в значительной степени обусловлен поставленной целью, а также состоянием внутренней и внешней среды предприятия. Избранные приоритеты обязательно приобретают конкретную форму стоимостных или технических показателей работы предприятия и его подразделений или указаний для персонала в виде инструкций, распоряжений. После этого устанавливается контроль за соблюдением этих показателей и распоряжений.

Предпринимательская политика - это формы и методы отслеживания и поддержания приоритетов для достижения основных целей предприятия. На основе установленных целей, приоритетов и выработанной политики предприятия определяются главные направления деятельности его структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за получение намеченных результатов, и их конкретные задачи (Приложение Б, рис.2).

Доминирующая цель производственных предприятий - получение и наращивание дохода, так как только при наличии финансовых и материальных ресурсов, извлекаемых из дохода, предприятие в состоянии нормально функционировать и решать задачи поддержания производства, увеличения выпуска продукции, ее систематического обновления и повышения качества, снижения себестоимости. Решение социальных вопросов, таких как повышение уровня оплаты труда персонала и создание благоприятных условий работы на предприятии также связаны с дополнительными расходами, которые возможно осуществлять, лишь имея дополнительный доход, превышающий текущие расходы. Разумеется, выбор и конкретизация целей предприятия в значительной мере определяются интересами и потребностями его владельца (включая государство), размером его капитала, а также действием различных внутренних и внешних факторов. Интересы частных лиц и государственных органов могут быть не только различными. Государство в отличие от частного владельца может покрыть потери за счет налогов с других, эффективно работающих предприятий. Однако мотивы поведения наиболее крупных объединений могут частично или полностью совпадать с интересами государства при их тесном взаимодействии.

В целом на выбор целей предприятий оказывают влияние, главным образом, следующие факторы:

) наличие и объем спроса на продукцию;

) наличие собственных материальных и финансовых ресурсов;

) уровень рентабельности, который определяется как отношение цены на выпускаемую продукцию к ее себестоимости;

) капиталоемкость продукции, которая определяется на основании двух параметров (минимальная сумма первоначального капитала; отношение среднегодовой стоимости средств производства к стоимости продукции, произведенной в течение года);

Перейти на страницу: 1 2

Другая интересная статья

Предпринимательство в единстве его основных компонентов
В данной статье рассматривается предпринимательство с точки зрения совокупности одних из основных его компонентов: личностных способностей предпринимателя, экономической эффективности и оригинальности идеи, и грамотной организации труда. Предпринимательство, личностные качества, экономическая эффективность, уникальность продукта, организационно- управленческие модели. Vera Merkushevain the harmony of its main constituentsthe present article entrepren ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru