Сущность и функции конкуренции. Формы и методы конкуренции

Конкуренция- борьба между эконом. субъектами (товаропроизводителями, продавцами и потребителями) за наиболее выгодные условия производства, сбыта и приобретения товаров и услуг. Главная задача конкуренции - завоевать рынок.

Функции:

- стимулирование научно-технического прогресса

, роста производительности труда, повышения качества продукции. Позитивная функция, обеспечивающая развитие производительных сил;

формирование отраслевой и межотраслевой структуры производства.В процессе конкуренции капитал ищет наиболее выгодные условия производства и продажи товаров и услуг, направляясь в те отрасли и сферы, где возникает повышенный спрос и таким образом обеспечивает развитие структурных процессов в экономике;

усиление концентрации и централизации производства и капитала

. Позитивное последствие - развитие материальной базы производства, развитие производительных сил. Негативные последствия - развитие процесса монополизации, рост безработицы, разорение мелких товаропроизводителей;

интенсификация труда

. С одной стороны,- это и более четкая его организация, что в принципе позитивно. Негативная сторона - рост безработицы.

- массовое банкротство предприятий

, особенно малых и средних фирм, поглощение их крупными компаниями;

удорожание стоимости товаров

как вследствие монополизации, так и по причине высоких расходов на рекламу (часто гипертрофированную).

Формы:

По субъектам

конкурентной борьбы разделяют конкуренцию

между производителями и потребителями (как однородной продукции, так и различных видов продукции);

между собственниками капитала и рабочей силы;

между собственника капиталов; между собственниками рабочей силы;

между монополиями; между монополиями и немонополизированным сектором экономики; внутри монополий.

В зависимости от объектов

, за которые происходит конкурентная борьба, различают конкуренцию за ресурсы производства; за рынки сбыта; за информацию, за новые технологии и «ноу-хау».

В зависимости от рыночных форм

:

- совершенная

(наличие большого количества конкурентов-производителей, конкурентов-продавцов и конкурентов-потребителей; свободный доступ к любому виду деятельности и ресурсов)

несовершенная(внутри монополизированного сектора, а также между монополиями и мелкими и средними производителями) Хар-е черты - установление монопольных цен, разорение мелких фирм и присвоение монополиями монопольной прибыли и сверхприбыли.

В зависимости от соответствия законам и этическим нормам

:

- добросовестная

- использование внутренних резервов и преимуществ фирмы. (совершенствование технологии, улучшении качества товаров, использовании высокопрофессиональных специалистов, хорошо организованной правдивой рекламы).

недобросовестная- основана на ложной инфе о качестве и условиях обслуживания товара, на использовании товарного знака известных фирм и т.п

В зависимости от сферы конкуренции:

- внутриотраслевая

- конкуренция между производителями, действующими в одной отрасли. Результатом внутриотраслевой конкуренции является формирование на основе индивидуальных издержек производства общественной стоимости и рыночной цены одноименных товаров.

межотраслевая

, межрегиональная

, межгосударственная (международная

) происходит между производителями, занятыми в разных отраслях. Вследствие различных условий производства равновеликие капиталы (издержки производства) приносят неодинаковый прибавочный продукт (что выражается в неодинаковых прибылях). В результате происходит перелив капитала из менее прибыльных отраслей в более прибыльные. Следствием этого является сокращение предложения данного вида товаров, что ведет к росту цен, а, следовательно, и доходов. Путем перелива капиталов усредняется норма прибыли на равновеликие капиталы. Следовательно, межотраслевая конкуренция ведет к формированию цены производства (которая равна сумме издержек и средней прибыли на равновеликие капиталы).

Методы

:

- ценовой

- основан на возможном снижении цен на аналогичную продукцию и даже продукцию лучшего качества (что, в свою очередь, возможно на основе снижения издержек производства).

- неценовой

- предполагает как улучшение сервисных условий, та и использования рекламы.

Другая интересная статья

Проблемы неравенства. Кривая Лоренца для Беларуси
Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата - основной источник доходов для рабочего, но нередко её величина не достаёт до прожиточного минимума, является недостаточной для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для домохозяйств искать други ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru