Сущность и функции конкуренции. Формы и методы конкуренции

Конкуренция- борьба между эконом. субъектами (товаропроизводителями, продавцами и потребителями) за наиболее выгодные условия производства, сбыта и приобретения товаров и услуг. Главная задача конкуренции - завоевать рынок.

Функции:

- стимулирование научно-технического прогресса

, роста производительности труда, повышения качества продукции. Позитивная функция, обеспечивающая развитие производительных сил;

формирование отраслевой и межотраслевой структуры производства.В процессе конкуренции капитал ищет наиболее выгодные условия производства и продажи товаров и услуг, направляясь в те отрасли и сферы, где возникает повышенный спрос и таким образом обеспечивает развитие структурных процессов в экономике;

усиление концентрации и централизации производства и капитала

. Позитивное последствие - развитие материальной базы производства, развитие производительных сил. Негативные последствия - развитие процесса монополизации, рост безработицы, разорение мелких товаропроизводителей;

интенсификация труда

. С одной стороны,- это и более четкая его организация, что в принципе позитивно. Негативная сторона - рост безработицы.

- массовое банкротство предприятий

, особенно малых и средних фирм, поглощение их крупными компаниями;

удорожание стоимости товаров

как вследствие монополизации, так и по причине высоких расходов на рекламу (часто гипертрофированную).

Формы:

По субъектам

конкурентной борьбы разделяют конкуренцию

между производителями и потребителями (как однородной продукции, так и различных видов продукции);

между собственниками капитала и рабочей силы;

между собственника капиталов; между собственниками рабочей силы;

между монополиями; между монополиями и немонополизированным сектором экономики; внутри монополий.

В зависимости от объектов

, за которые происходит конкурентная борьба, различают конкуренцию за ресурсы производства; за рынки сбыта; за информацию, за новые технологии и «ноу-хау».

В зависимости от рыночных форм

:

- совершенная

(наличие большого количества конкурентов-производителей, конкурентов-продавцов и конкурентов-потребителей; свободный доступ к любому виду деятельности и ресурсов)

несовершенная(внутри монополизированного сектора, а также между монополиями и мелкими и средними производителями) Хар-е черты - установление монопольных цен, разорение мелких фирм и присвоение монополиями монопольной прибыли и сверхприбыли.

В зависимости от соответствия законам и этическим нормам

:

- добросовестная

- использование внутренних резервов и преимуществ фирмы. (совершенствование технологии, улучшении качества товаров, использовании высокопрофессиональных специалистов, хорошо организованной правдивой рекламы).

недобросовестная- основана на ложной инфе о качестве и условиях обслуживания товара, на использовании товарного знака известных фирм и т.п

В зависимости от сферы конкуренции:

- внутриотраслевая

- конкуренция между производителями, действующими в одной отрасли. Результатом внутриотраслевой конкуренции является формирование на основе индивидуальных издержек производства общественной стоимости и рыночной цены одноименных товаров.

межотраслевая

, межрегиональная

, межгосударственная (международная

) происходит между производителями, занятыми в разных отраслях. Вследствие различных условий производства равновеликие капиталы (издержки производства) приносят неодинаковый прибавочный продукт (что выражается в неодинаковых прибылях). В результате происходит перелив капитала из менее прибыльных отраслей в более прибыльные. Следствием этого является сокращение предложения данного вида товаров, что ведет к росту цен, а, следовательно, и доходов. Путем перелива капиталов усредняется норма прибыли на равновеликие капиталы. Следовательно, межотраслевая конкуренция ведет к формированию цены производства (которая равна сумме издержек и средней прибыли на равновеликие капиталы).

Методы

:

- ценовой

- основан на возможном снижении цен на аналогичную продукцию и даже продукцию лучшего качества (что, в свою очередь, возможно на основе снижения издержек производства).

- неценовой

- предполагает как улучшение сервисных условий, та и использования рекламы.

Другая интересная статья

Основные теоретические положения процесса освоения производства новой продукции
В данном курсовом проекте будут рассмотрены основные теоретические аспекты организации производства новой продукции. Актуальность работы очевидна, так как на современном рынке в жестких конкурентных условиях организация освоения новой продукции является одним из ключевых факторов функционирования предприятия. С помощью оценки таких проектов разрабатывается общая стратегия предприятия и чем эффективнее выстроена организация производства, в том числе, чем боль ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru