Основные этапы эволюции экономической теории

, считал недозволенным брать процент при даче денег в ссуду. Подчеркивал, что деньги не могут стоить другого количества денег, они изобретены для обмена, и другие их функции противоестественны. Однако Ф. Аквинский допускал взимание процента. Считал ссудный процент платой за риск потерять деньги, отданные в ссуду.

Арабский мыслитель

Ибн-Хальдун

- материалистический подходом к анализу человека и общества. Подчеркивал, что люди - это мыслящие существа, жизнь которых невозможна без труда, с помощью которого можно добыть средства к существованию. Разделение труда считал естественным. Прогрессивное развитие общества связывал с развитием производства, с трудом,

а также с управлением общественной жизнью по законам человеческого общества и в соответствии с передовой наукой. Подчеркивал, что истинной основой богатства является труд. Но богатство можно получить и торговлей. Доход, получаемый от торговли, он называл прибылью. Отрицательно относился к чрезмерному росту цен, но при этом понимал, что единственным движущим мотивом купли ради продажи является стремление получить доход от торговли.

По мере накопления экономических знаний формировались экономические учения. А с того момента, когда экономические учения сформулировали предмет и метод исследования, возникла наука политическая экономия.

Меркантилизм- первыми сформулировали предмет исследования - богатство, его формы и способы накопления. Главной формой богатства считали деньги

; сферой обогащения считали торговлю

, а принципом обогащения - купить дешевле - продать дороже

.

Классическая школа -

изучала сферу производства

, отстаивала идею объективности экономических законов, накопление богатства связывала с трудом

. Первый представитель классической школы - фр. ученый Франсуа Кенэ

. Он впервые поставил вопрос о производстве как сфере создания богатства и о с/х труде как источнике этого богатства. Считал, что единственной отраслью, в которой создается богатство, является сельское хозяйство, точнее - земледелие.

Последователи идеи производства как сферы создания богатства - английские ученые Адам Смити Давид Рикардо

. В отличие от Ф.Кенэ они считали, что богатство создается трудом во всех сферах производства, а не только в сельском хозяйстве.

Историческая школа

дополнила теорию представителей классической школы анализом исторических и географических

факторов развития страны, значения духовного и интеллектуального потенциала населениядля обеспечения экономического роста, впервые показала уникальность экономической системы каждой страны и обосновала необходимость разработки особой модели экономической политики государства.

Утопический социализм

- теории и учения о коренном переустройстве общества на социалистических началах.

Подвергли критике методы первоначального накопления капитала, рисуя яркие картины бедствий трудящихся, страданий от непосильного труда и нищенских условий существования. Причиной этого считали частную собственность. Изобилие основывали на всеобщем труде. Подчеркивали - нищета и богатство порождают пороки. Будущее общество - коммунистическое, где ликвидирована частная собственность и где осуществится распределение по потребностям.

Марксизмвозник в XIX в. Основоположники - нем. ученые К. Маркс и Ф. Энгельс

Марксизм внёс метод материалистической диалектики

, рассматривая развитие общества как цепь закономерных изменений производственных отношений под влиянием развития производительных сил. Труд - единственный источник ценности производимых товаров и услуг. Они обосновывают неизбежность роста эксплуатации пролетариата

Перейти на страницу: 1 2 3

Другая интересная статья

Проблемы и противоречия экономического роста
экономический рост российский Экономический рост - увеличение объема производства продукции в национальной экономике за конкретный промежуток времени (как правило, за 1 год). Теория экономического роста - это одно из наиболее сложных направлений экономической науки, посвященной исследованию рыночного хозяйства. Особое значение анализ темпов экономического роста приобрел в последнее десятилетие, ведь увеличение потребностей, постепенное исчерпание ресурс ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru