Основные этапы эволюции экономической теории

, считал недозволенным брать процент при даче денег в ссуду. Подчеркивал, что деньги не могут стоить другого количества денег, они изобретены для обмена, и другие их функции противоестественны. Однако Ф. Аквинский допускал взимание процента. Считал ссудный процент платой за риск потерять деньги, отданные в ссуду.

Арабский мыслитель

Ибн-Хальдун

- материалистический подходом к анализу человека и общества. Подчеркивал, что люди - это мыслящие существа, жизнь которых невозможна без труда, с помощью которого можно добыть средства к существованию. Разделение труда считал естественным. Прогрессивное развитие общества связывал с развитием производства, с трудом,

а также с управлением общественной жизнью по законам человеческого общества и в соответствии с передовой наукой. Подчеркивал, что истинной основой богатства является труд. Но богатство можно получить и торговлей. Доход, получаемый от торговли, он называл прибылью. Отрицательно относился к чрезмерному росту цен, но при этом понимал, что единственным движущим мотивом купли ради продажи является стремление получить доход от торговли.

По мере накопления экономических знаний формировались экономические учения. А с того момента, когда экономические учения сформулировали предмет и метод исследования, возникла наука политическая экономия.

Меркантилизм- первыми сформулировали предмет исследования - богатство, его формы и способы накопления. Главной формой богатства считали деньги

; сферой обогащения считали торговлю

, а принципом обогащения - купить дешевле - продать дороже

.

Классическая школа -

изучала сферу производства

, отстаивала идею объективности экономических законов, накопление богатства связывала с трудом

. Первый представитель классической школы - фр. ученый Франсуа Кенэ

. Он впервые поставил вопрос о производстве как сфере создания богатства и о с/х труде как источнике этого богатства. Считал, что единственной отраслью, в которой создается богатство, является сельское хозяйство, точнее - земледелие.

Последователи идеи производства как сферы создания богатства - английские ученые Адам Смити Давид Рикардо

. В отличие от Ф.Кенэ они считали, что богатство создается трудом во всех сферах производства, а не только в сельском хозяйстве.

Историческая школа

дополнила теорию представителей классической школы анализом исторических и географических

факторов развития страны, значения духовного и интеллектуального потенциала населениядля обеспечения экономического роста, впервые показала уникальность экономической системы каждой страны и обосновала необходимость разработки особой модели экономической политики государства.

Утопический социализм

- теории и учения о коренном переустройстве общества на социалистических началах.

Подвергли критике методы первоначального накопления капитала, рисуя яркие картины бедствий трудящихся, страданий от непосильного труда и нищенских условий существования. Причиной этого считали частную собственность. Изобилие основывали на всеобщем труде. Подчеркивали - нищета и богатство порождают пороки. Будущее общество - коммунистическое, где ликвидирована частная собственность и где осуществится распределение по потребностям.

Марксизмвозник в XIX в. Основоположники - нем. ученые К. Маркс и Ф. Энгельс

Марксизм внёс метод материалистической диалектики

, рассматривая развитие общества как цепь закономерных изменений производственных отношений под влиянием развития производительных сил. Труд - единственный источник ценности производимых товаров и услуг. Они обосновывают неизбежность роста эксплуатации пролетариата

Перейти на страницу: 1 2 3

Другая интересная статья

Организационно-правовые формы создания предприятий
Центральным звеном рыночной экономики, в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учётом обстоятельств внешней среды (которые не могут быть изменены по воле принимающих решения лиц), выбора вариантов решения проблем (альтернатив развития или независимых друг от друга вариантов действия), направленных на достижение желаемых конечных результатов (системы целей), являются хозяйствующие субъекты (организации, ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru