Права субъектов хозяйствования в области ценообразования

Статья 12 Закона о ценообразовании закрепляет следующие права субъектов хозяйствования в сфере ценообразования:

) право на самостоятельное или по согласованию с покупателем установление цены (тарифа) на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством о ценообразовании не применяется государственное ценовое регулирование;

) право на обжалование решений, принятых в отношении их республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными и распорядительными органами, а также их должностными лицами с нарушением законодательства о ценообразовании.

В настоящее время в Республике Беларусь преобладает принцип свободного ценообразования.

В договорных правоотношениях расчеты сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства. В предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Таким образом, денежная сумма договора (цена) определяется соглашением сторон, если по конкретному виду товаров, работ, услуг, в отношении которых заключена сделка, законодательством Республики Беларусь не установлено применение цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), определяемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами.

В силу наличия государственного регулирования цен на практике может иметь место ситуация, когда в период действия договора был изменен порядок формирования цены, или установлены новые фиксированные цены, или имели место иные изменения порядка ценообразования, вследствие чего необходимо привести условие договора о цене в соответствие с измененным законодательством.

Данное правило вытекает из содержания п. 2 ст. 392 ГК: если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством. В нашем случае при изменении законодательства договор подлежит изменению в части условия о цене.

Таким образом, ГК закрепляет приоритет законодательства над договором. Если сторонами соответствующие изменения в договор не будут внесены, то хозяйственный суд по иску заинтересованной стороны своим решением утверждает необходимые изменения в договор с момента вступления в силу акта законодательства, устанавливающего обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора. В Постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.12.1999 N 16 "О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров" разъяснено, что при отсутствии обращений в хозяйственный суд и невнесении изменений в договор самими сторонами взамен противоречащему законодательству условию договора сторонами должна применяться соответствующая норма законодательства с момента введения ее в силу, если эта норма не является диспозитивной, применяемой постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное.

В заключение подчеркнем особую важность диспозитивных норм, которые позволяют сторонам самостоятельно в договоре определять те или иные условия. В связи с этим, если цена договора является существенным условием договора или ее размер имеет существенное значение для какой-либо из договаривающихся сторон независимо от того, свободная это цена или регулируемая, целесообразно в договоре закрепить норму о том, что при изменении законодательства или условий деятельности стороны вправе потребовать об одностороннем отказе от исполнения договора. Здесь, однако, следует помнить об особенностях тех или иных видов договоров: например, для договора подряда будут применяться нормы ст. 663 ГК.

Перейти на страницу: 1 2

Другая интересная статья

Общая характеристика предприятия ООО Строймонтажкомплект
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Финансовое состояние - важнейшая характеристика экономической деятельност ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru