Права субъектов хозяйствования в области ценообразования

Статья 12 Закона о ценообразовании закрепляет следующие права субъектов хозяйствования в сфере ценообразования:

) право на самостоятельное или по согласованию с покупателем установление цены (тарифа) на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством о ценообразовании не применяется государственное ценовое регулирование;

) право на обжалование решений, принятых в отношении их республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными и распорядительными органами, а также их должностными лицами с нарушением законодательства о ценообразовании.

В настоящее время в Республике Беларусь преобладает принцип свободного ценообразования.

В договорных правоотношениях расчеты сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства. В предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Таким образом, денежная сумма договора (цена) определяется соглашением сторон, если по конкретному виду товаров, работ, услуг, в отношении которых заключена сделка, законодательством Республики Беларусь не установлено применение цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), определяемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами.

В силу наличия государственного регулирования цен на практике может иметь место ситуация, когда в период действия договора был изменен порядок формирования цены, или установлены новые фиксированные цены, или имели место иные изменения порядка ценообразования, вследствие чего необходимо привести условие договора о цене в соответствие с измененным законодательством.

Данное правило вытекает из содержания п. 2 ст. 392 ГК: если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством. В нашем случае при изменении законодательства договор подлежит изменению в части условия о цене.

Таким образом, ГК закрепляет приоритет законодательства над договором. Если сторонами соответствующие изменения в договор не будут внесены, то хозяйственный суд по иску заинтересованной стороны своим решением утверждает необходимые изменения в договор с момента вступления в силу акта законодательства, устанавливающего обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора. В Постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.12.1999 N 16 "О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров" разъяснено, что при отсутствии обращений в хозяйственный суд и невнесении изменений в договор самими сторонами взамен противоречащему законодательству условию договора сторонами должна применяться соответствующая норма законодательства с момента введения ее в силу, если эта норма не является диспозитивной, применяемой постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное.

В заключение подчеркнем особую важность диспозитивных норм, которые позволяют сторонам самостоятельно в договоре определять те или иные условия. В связи с этим, если цена договора является существенным условием договора или ее размер имеет существенное значение для какой-либо из договаривающихся сторон независимо от того, свободная это цена или регулируемая, целесообразно в договоре закрепить норму о том, что при изменении законодательства или условий деятельности стороны вправе потребовать об одностороннем отказе от исполнения договора. Здесь, однако, следует помнить об особенностях тех или иных видов договоров: например, для договора подряда будут применяться нормы ст. 663 ГК.

Перейти на страницу: 1 2

Другая интересная статья

Проект мероприятий по моральному стимулированию работников предприятия
Актуальность изучения морального стимулирования труда обусловлена тем фактом, что наиболее эффективно работают те организации, которые занимаются развитием работников, повышением качества жизни на работе и стимулированием участия работников в управлении. С развитием рыночных отношений усилилась конкуренция между организациями и повысился динамизм изменений, происходящих во внешней среде. В таких условиях приоритетом деловой организации стало удовлетворен ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru