Способы государственного регулирования цен и тарифов

Способы государственного регулирования цен и тарифов определены в ст. 8 Закона о ценообразовании. Так, республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов) путем установления:

) фиксированных цен (тарифов);

) предельных цен (тарифов);

) предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

) предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);

) порядка определения и применения цен (тарифов);

) декларирования цен (тарифов).

Конкретный способ регулирования цен (тарифов) выбирается государственными органами исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном законодательством.

Указ N 72 содержит нормы, относящиеся к определению порядка ценообразования, которые можно сгруппировать по двум блокам: нормы, непосредственно регулирующие цены, и нормы, исключающие состав административного правонарушения.

Анализируя нормы первого блока, можно отметить общее правило о том, что цены (тарифы) на товары (работы, услуги), включенные в перечень, определенный в пункте 1 Указа N 72, регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) в порядке, установленном ими в соответствии с законодательными актами (подп. 2.1 п. 2 Указа N 72).

В приведенном в приложении 1 к Указу N 72 Перечне товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) (далее - Перечень товаров (работ, услуг)), фигурируют регулируемые Советом Министров Республики Беларусь коммунальные услуги, оказываемые населению (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, пользование лифтом), услуги по техническому обслуживанию, пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, кроме пользования жилыми помещениями коммерческого использования государственного жилищного фонда (по согласованию с Президентом Республики Беларусь), риэлтерские услуги и проч.

Министерство экономики Республики Беларусь наделено полномочиями по регулированию цен на социально значимые товары (работы, услуги) по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (в случае невключения товаров (работ, услуг) в иные разделы анализируемого перечня. - Прим. авт.), на алкогольную продукцию (крепостью свыше 28%), на экспортируемые товары (по перечням, определяемым Советом Министров Республики Беларусь или Министерством экономики Республики Беларусь) и проч.

Регулирование цен на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках, отнесено к компетенции облисполкомов и Минского горисполкома, равно как и регулирование цен на социально значимые товары (работы, услуги) (за исключением товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики Республики Беларусь) по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь; услуги по тепло- и водоснабжению, водоотведению (канализации), вывозу и обезвреживанию твердых и жидких коммунальных отходов, оказываемые юридическим лицам организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, а также физическим лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям), эксплуатирующим нежилые помещения и др.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другая интересная статья

Повышение экономической эффективности производства молока в СПК Северный
производственный экономический показатель мощность Для многих городских жителей сельская жизнь представляется как серая унылая монотонная работа не обладающих особых интеллектом крестьян. Однако, это далеко не так. Как показывает практика, в сельском хозяйстве работают наиболее образованные и предприимчивые люди. Именно в сельском хозяйстве постоянно внедряются новые технологии, придумываются новые финансовые схемы по организации сбора и сбыта продукции и мно ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru