Понятие цен, тарифов, ценообразования, их виды и принципы правового регулирования

производителем на произведенный (в том числе произведенный по договору подряда) товар;

импортером на ввезенный им в республику товар для дальнейшей его реализации.

Розничная цена - это цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи физическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также в случаях, разрешенных законодательством, - юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (п. 3 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 N 111 (далее - Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов))).

Цена подвергается регулирующему воздействию со стороны государства и со стороны участников сделки, т.е. в ряде случаев подпадает под публично-правовое и частноправовое регулирование одновременно.

В Республике Беларусь публично-правовое регулирование цены включает в себя несколько составляющих, к числу которых относятся регламентация процесса ценообразования и непосредственное установление фиксированных и предельных цен (тарифов).

Процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контроль за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и другими субъектами ценообразования является процессом ценообразования (абз. 4 ст. 3 Закона о ценообразовании). Регулирование ценообразования в законодательстве рассматривается как воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Регулирование ценообразования реализуется в двух формах:

форме прямого (административного) воздействия;

форме косвенного воздействия, т.е. через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики регулирования (абз. 6 ст. 3 Закона о ценообразовании).

Субъектами ценообразования в Республике Беларусь выступают:

юридические лица и индивидуальные предприниматели;

республиканские органы государственного управления;

областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы (ст. 4 Закона о ценообразовании).

В качестве основных принципов ценообразования законодательство закрепляет:

определение основ государственной политики в области ценообразования;

сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);

установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов) (ст. 5 Закона о ценообразовании).

Что касается гражданско-правового регулирования цены, то следует отметить, что в науке приводятся принципы такого регулирования, к которым относятся свобода цен, презюмируемость цены, определенность цены. Их смысл заключается в следующем:

. Свобода цен включает "возможность самостоятельно . принимать решения об объеме платы за исполнение обязательства; самостоятельный выбор вида цены; самостоятельное формирование структуры цены договора" <3>.

Однако здесь необходимо сделать оговорку: с 1 января 2012 г. с вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь" нормативно установлены принципы определения цены на товары для целей налогообложения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другая интересная статья

Проведение обследования домашних хозяйств в целях изучения проблем занятости населения в республике
Результаты обследования населения в целях изучения проблем занятости - новый источник информации для характеристики рынка труда в Беларуси. Сбор сведений о занятости и безработице путем опроса населения в домашних хозяйствах широко распространен во всем мире и используется для анализа рынка труда, а с 2012 г. такое обследование будет проходить регулярно и в нашей стране. Ежеквартально в нем примут участие 7000 домашних хозяйств из всех регионов Беларуси - оно пр ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru