Понятие цен, тарифов, ценообразования, их виды и принципы правового регулирования

Общепринято, что цена является денежным эквивалентом, который покупатель по согласованию с продавцом согласен заплатить за приобретаемый товар, работу, услугу, информацию.

Цена - это денежное выражение стоимости единицы товара, а тариф - это денежное выражение стоимости единицы работы, услуги <1>. Характер регулирования государством цен и порядка ценообразования зависит от ряда факторов, которыми могут выступать приоритеты социально-экономического развития. Помимо этого, факторами, определяющими политику государства в сфере ценообразования, могут выступать современные тенденции и принципы регулирования предпринимательства в целом. Речь идет о либерализации хозяйственной (экономической) деятельности и создании условий для деловой активности.

В литературе подчеркивается, что "в Республике Беларусь ценовая политика как составная часть общеэкономической политики реализуется путем принятия нормативных правовых актов и направлена на решение тех приоритетных задач, которые стоят перед обществом на том или ином этапе его развития" <2>.

Правовое регулирование цен и ценообразования осуществляется Законом о ценообразовании; Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 N 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее - Указ N 72) и рядом иных нормативных правовых актов, которые регламентируют данные отношения в различных сферах предпринимательской деятельности (строительство, сельское хозяйство, общественное питание, риэлтерская деятельность и т.п.).

В настоящее время поступательно идет движение в сторону направлений по реализации норм Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (далее - Директива N 4). Напомним, что в соответствии с Директивой N 4 запланировано:

) осуществить переход к рыночным механизмам ценообразования, способствующим повышению качества и конкурентоспособности товаров (работ, услуг);

) исключить вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности;

) отменить ограничение надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательное составление экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги);

) сохранить государственное регулирование цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения (подп. 1.1 п. 1 Директивы N 4).

В зависимости от способа определения, степени влияния государства на процесс установления цены законодательство Республики Беларусь различает два вида цен:

свободные цены (тарифы) - цены (тарифы), складывающиеся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции (абз. 5 ст. 3 Закона о ценообразовании);

регулируемые цены (тарифы) - цены (тарифы), устанавливаемые соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемые субъектами ценообразования (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину (абз. 7 ст. 3 Закона о ценообразовании).

Фиксированная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине (абз. 8 ст. 3 Закона о ценообразовании).

Предельная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами (абз. 9 ст. 3 Закона о ценообразовании).

В зависимости от субъекта, устанавливающего цены, и цели приобретения товара различают отпускные цены и розничные цены.

Отпускная цена - это цена, устанавливаемая:

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другая интересная статья

Повышение экономической эффективности производства на основе модернизации производственных мощностей на РУП Толочинский консервный завод
Беларусь вступила в период формирования рыночных отношений. Рыночная экономика по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда, всемерное повышение эффективности производства. Однако и в этих условиях важным является определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов, определяющих рост эффективности производства, методов его определения. Для предприятий любой формы собственности очень важно уч ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru