Проведение фискальной политики в России

Начиная с 2006г. в межбюджетных отношениях произошли существенные позитивные сдвиги, особенно связанные с устранением субъективизма в распределении средств помощи между регионами, с повышением уровня научного обоснования методов ее определения. Само разнообразие вновь появившихся каналов можно трактовать как стремление придать финансовой помощи целевой характер. И тем не менее ситуацию нельзя признать нормальной. Число дотационных регионов сокращается очень медленно: в 2010 г. 70 регионов из 88 (без Чечни) останутся дотационными. В 22 субъектах Федерации трансферты и другие виды финансовой помощи составляют 50% и более всех ресурсов их бюджетов. Но главная цель - выравнивание бюджетной обеспеченности - практически не достигается. И это неудивительно, поскольку принципиально финансовая помощь не решает никаких проблем. Это не инвестиции, в результате которых регионы наращивают собственные доходы, расширяют налоговую базу и становятся самодостаточными. Такая финансовая помощь порождает иждивенчество регионов, снижает их ответственность за собственную самостоятельность. База налогообложения и ставки большинства налогов, являющихся источниками формирования региональных и местных бюджетов, определяются федеральным законодательством, вследствие чего региональные и местные власти практически лишены легальных рычагов проведения самостоятельной налоговой политики. То, что сегодня называется собственными доходами субъекта Федерации или муниципалитета, на самом деле таковыми не являются. Это все те же отчисления от федеральных налогов, которые каждый год могут пересматриваться, то есть по сути - та же финансовая помощь.

В течение 2010-2011 гг. необходимо реализовать принцип «один налог один бюджет», предоставить право регионам самим определять виды и ставки налогов по перечню, утвержденному федеральным законодательством, расширениями своих законодательных органов.

Реализация этих предложений приведет к снижению зависимости регионов от центра. Надо четко осознать, что дальнейшее движение в направлении централизации - это путь в тупик. Временная задача устранения самовластия губернаторов, важная в свое время, не может быть самоцелью, к тому же в основном она решена. Сейчас федерализм, децентрализация, демократизация становятся важными факторами развития страны.

В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие Российской Федерации. К ним относятся:

1 догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства;

2 отсутствие стратегических разработок;

3 проведение частичных, малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду;

4 отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике;

5 нарушение сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации;

6 остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан;

7 негативная тенденция низкого уровня прогнозирования важнейших показателей, формирующих бюджетную систему.[10; c. 211-213]

В особую проблему выделяется недопоступление налоговых платежей.

Налоги собираются на уровне 60-70 % от запланированных доходов.

Это говорит о необходимости пересмотра фискальной политики:

8 ужесточение налоговой дисциплины (по разным источникам, доходы теневой экономики составили около 1/4 федеральных бюджетных доходов);

9 упрощение налоговой системы (например, сокращение количества второстепенных налогов, так как последних насчитывается уже 85);

10внедрение принципов налогового федерализма;

11ослабление налогового гнета;

12налоговое стимулирование торговли и производства конкурентоспособных отечественных товаров (необходимо для естественной стабилизации нашей валюты и расширения налогооблагаемой базы не за счет количества, а увеличения собираемости налогов).

Среди других проблем, приходится констатировать, что местные бюджеты не обладают достаточными финансовыми ресурсами, что вызывает тенденции сепаратизма, нарушение налогового законодательства и недоплаты в федеральный бюджет. Это обусловлено рядом обстоятельств, среди которых:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другая интересная статья

Повышение экономической эффективности производства молока в СПК Северный
производственный экономический показатель мощность Для многих городских жителей сельская жизнь представляется как серая унылая монотонная работа не обладающих особых интеллектом крестьян. Однако, это далеко не так. Как показывает практика, в сельском хозяйстве работают наиболее образованные и предприимчивые люди. Именно в сельском хозяйстве постоянно внедряются новые технологии, придумываются новые финансовые схемы по организации сбора и сбыта продукции и мно ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru