Проведение фискальной политики в России

Основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджеты центрального правительства и местных властей. В зависимости от административно-территориального устройства той или иной страны (двухступенчатого - центральное правительство и местные органы власти или трехступенчатого, как в Российской Федерации, - центральное правительство; правительства республик, краев, областей; местные органы власти) бюджеты соответственно бывают центральными, республиканскими, краевыми, областными и так далее.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды - денежные средства государства, имеющие целевое назначение и невключенные в федеральный бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примером может быть пенсионный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.

Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятом в предыдущем году законом о бюджете.

Бюджетная политика в России постоянно находится в центре общественного внимания, что обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической политики, так и весьма острой критикой, которой она регулярно подвергается со стороны различных органов власти, общественных сил, политических движений, независимых экспертов, международных организаций, средств массовой информации. Это и неудивительно, поскольку именно в бюджетной политике, как, пожалуй, ни в какой другой, наиболее ярко проявляются и наиболее жестоко сталкиваются интересы различных общественных групп.

Наиболее важными направлениями бюджетной политики являются:

1) сбор бюджетных доходов;

2) выполнение бюджетных обязательств;

3) управление бюджетным дефицитом и государственным долгом;

4) динамика основных макроэкономических показателей.

Рассмотрим основные тенденции российской бюджетной политики за последние годы.

Доходы федерального бюджета

Федеральный бюджет является наиболее упорядоченной и прозрачной частью бюджетной системы страны. В 2006-2008гг. ресурсы федерального бюджета существенно возросли (см. табл.).

Таблица 1. Структура расходов федерального бюджета в 2005-2008 гг.

Направление расходов

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

млрд. руб.

% к итогу

млрд. руб.

% к итогу

изменение, %

млрд. руб.

% к итогу

изменение, %

млрд. руб.

% к итогу

изменение, %

Расходы, всего

472,2

100

666,9

100

141,2

1029,2

100

154,3

1342,2

100

130,4

в том числе: процентные расходы (обслуживание государственного долга)

148,7

31,5

162,9

24,4

109,5

257,8

25,1

158,3

231,7

17,1

89,8

непроцентные расходы

323,5

68,5

504

75,6

115,8

771,4

74,9

153,1

1110,5

82,9

144

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другая интересная статья

Повышение уровня обслуживания торгового предприятия
Актуальность темы. Качество торгового обслуживания является важным социальным индикатором успешности экономических и социальных реформ, проводимых в настоящее время в Российской Федерации. От его уровня во многом зависит отношение граждан нашей страны к социально-экономической политике государства и оценка ими уровня своего благосостояния и качества жизни. В последнее время изменилось и отношение предпринимателей к проблеме улучшения качества торгового о ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru