Проведение фискальной политики в России
Основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджеты центрального правительства и местных властей. В зависимости от административно-территориального устройства той или иной страны (двухступенчатого - центральное правительство и местные органы власти или трехступенчатого, как в Российской Федерации, - центральное правительство; правительства республик, краев, областей; местные органы власти) бюджеты соответственно бывают центральными, республиканскими, краевыми, областными и так далее.
К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды - денежные средства государства, имеющие целевое назначение и невключенные в федеральный бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примером может быть пенсионный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.
Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятом в предыдущем году законом о бюджете.
Бюджетная политика в России постоянно находится в центре общественного внимания, что обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической политики, так и весьма острой критикой, которой она регулярно подвергается со стороны различных органов власти, общественных сил, политических движений, независимых экспертов, международных организаций, средств массовой информации. Это и неудивительно, поскольку именно в бюджетной политике, как, пожалуй, ни в какой другой, наиболее ярко проявляются и наиболее жестоко сталкиваются интересы различных общественных групп.
Наиболее важными направлениями бюджетной политики являются:
1) сбор бюджетных доходов;
2) выполнение бюджетных обязательств;
3) управление бюджетным дефицитом и государственным долгом;
4) динамика основных макроэкономических показателей.
Рассмотрим основные тенденции российской бюджетной политики за последние годы.
Доходы федерального бюджета
Федеральный бюджет является наиболее упорядоченной и прозрачной частью бюджетной системы страны. В 2006-2008гг. ресурсы федерального бюджета существенно возросли (см. табл.).
Таблица 1. Структура расходов федерального бюджета в 2005-2008 гг.
Направление расходов |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |||||||
млрд. руб. |
% к итогу |
млрд. руб. |
% к итогу |
изменение, % |
млрд. руб. |
% к итогу |
изменение, % |
млрд. руб. |
% к итогу |
изменение, % | |
Расходы, всего |
472,2 |
100 |
666,9 |
100 |
141,2 |
1029,2 |
100 |
154,3 |
1342,2 |
100 |
130,4 |
в том числе: процентные расходы (обслуживание государственного долга) |
148,7 |
31,5 |
162,9 |
24,4 |
109,5 |
257,8 |
25,1 |
158,3 |
231,7 |
17,1 |
89,8 |
непроцентные расходы |
323,5 |
68,5 |
504 |
75,6 |
115,8 |
771,4 |
74,9 |
153,1 |
1110,5 |
82,9 |
144 |
Другая интересная статья
Показатели экономического роста современной России
Проблемам
экономического роста в любой стране мира уделяется пристальное внимание, будь
то высокоразвитая Япония, пытающаяся осуществить наиболее полно свои
широкомасштабные экономические программы и реализовать поставленные
экономические цели, или Россия пытающаяся выполнить программу Международного
валютного фонда. Поэтому эта тема довольно актуальна не только для экономистов,
но и для политиков, юристов и вызывает неподдельный интерес.
Параметры
эконо ...