Общее положение и основные задачи бухгалтерии

Бухгалтерия - штатно-структурное подразделение хозяйствующего субъекта, предназначенное для аккумулирования данных о его имуществе и обязательствах.

Бухгалтерия является источником полной, документально обоснованной и структурированной экономической информации, необходимой для принятия управленческих решений в целях обеспечения эффективного хозяйствования.

Основной управленческой задачей бухгалтерского учёта (иначе говоря, задачей, возлагаемой на бухгалтерию) является сбор и обработка полной и достоверной информации о деятельности хозяйствующего субъекта. Такая информация, в основном, используется в двух целях:

принятие решений на основе экономического анализа такой информации.

осуществление финансового контроля.

Информация для принятия решений.

Итоговая бухгалтерская информация в виде, пригодном для экономического анализа и принятия на его основе управленческих решений, формируется в виде финансовой отчетности:

внешней, предоставляемой статистическим и контролирующим органам, в установленных законом случаях подтверждаемой аудитором, составляемой по формам, предусмотренным бухгалтерскими стандартами;

внутренней (управленческой), предусмотренной локальными нормативными актами хозяйствующего субъекта и предназначенной для обеспечения функции управления.

Финансовая отчётность должна удовлетворять требованию достоверности, то есть позволять на её основе делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении хозяйствующего субъекта и принимать базирующиеся на этих выводах, обоснованные решения.

Финансовый контроль, будучи составной частью контроля в деятельности хозяйствующего субъекта, является одной из важных функций управления. Он представляет собой проверку соблюдения хозяйствующим субъектом в целом и его работниками:

норм законодательства (то есть интересов государства, общества, контрагентов, сотрудников предприятия);

соблюдения интересов собственника.

Одним из основных условий реализации функций финансово контроля является наличие объективной и актуальной финансовой информации. Носителями такой информации являются бухгалтерские документы:

первичные учетные документы;

учетные регистры;

бухгалтерская отчетность;

материалы инвентаризаций.

Выделяют три вида организации структуры бухгалтерии:

линейная организация - все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру;

вертикальная организация - в бухгалтерии создаются промежуточные звенья (отделы), возглавляемые старшими бухгалтерами;

функциональная организация - бухгалтерия состоит из отдельных структурных единиц, каждая из которых выполняет замкнутый цикл работ (например, по видам деятельности хозяйствующего субъекта либо по территориальным подразделениям)

На период составления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности в бухгалтерии могут создаваться временные группы по подготовке такой отчетности.

Выделяют следующие подразделения бухгалтерии:

расчетный отдел - начисление оплаты труда и социальных выплат;

материальный отдел - учет материальных ценностей: основных средств, материалов и запасов, готовой продукции;

производственный отдел - учет затрат на производство, калькуляция себестоимости;

касса - операция с наличными деньгами, ценными бумагами;

общий отдел - сбор и группировка информации, формирование отчетности.

Отделы, которые могут входить в состав бухгалтерии, а могут быть самостоятельными подразделениями:

отдел труда и заработной платы - учет рабочего времени, смен, отпусков, освобождений по болезни и т.п.;

сметный отдел - по объектный расчет предстоящих доходов и расходов.

Самостоятельные подразделения, с которыми бухгалтерия взаимодействует наиболее тесно:

отдел кадров - учет персонала;

отдел логистики - организация складского хозяйства;

служба внутреннего контроля - проверки структурных подразделений хозяйствующего субъекта.

Основным руководящим звеном в бухгалтерии является главный бухгалтер.

Главный бухгалтер - начальник бухгалтерии, подчиняющийся непосредственно руководителю предприятия. Он несёт ответственность за формирования учётной политики, ведение бухгалтерского учёта и формирование финансовой отчётности. Распоряжения главного бухгалтера, касающиеся оформления хозяйственных операций и предоставление в бухгалтерию соответствующей информации и документов, являются обязательными для всех работников хозяйствующего субъекта. Главный бухгалтер подписывает второй подписью банковские и кассовые документы, без такой подписи они не принимаются к исполнению. Назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и т. п.) производятся по согласованию с главным бухгалтером. Главный бухгалтер обязан обеспечивать соответствие хозяйственных операций закону. Если существуют расхождения между руководителем предприятия и главным бухгалтером по определению законности отдельной операции, главный бухгалтер ставит в известность руководителя о своих возражениях. Главный бухгалтер подписывает такой сомнительный документ только после вторичного письменного распоряжения руководителя, где последний указывает, что ознакомлен с возражениями главного бухгалтера и не согласен с ними, беря всю ответственность на себя.

Перейти на страницу: 1 2

Другая интересная статья

Планирование фонда заработной платы работников ОАО Новогрудский завод газовой аппаратуры
В современной отечественной экономической литературе совокупные издержки работодателя на оплату труда обозначаются термином «фонд заработной платы». Фонд оплаты труда является неотъемлемой частью финансовой системы предприятия. Планирование фонда оплаты труда - неотъемлемый процесс, определяющий положение предприятия на рынке и его внутреннюю среду на будущий период. Если расходы на все виды материальных ресурсов нацелены на достижение определённого конечно ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru