Подход к фирме как к ядру контрактов, его предпосылки, основные выводы и ограничения применимости (Jensen, Meckling)

В обществе товары и услуги обычно не производятся изолированно, поскольку собственники активов находят выгодным объединятся с другими собственниками и разделять с ними производственные ресурсы. Такая кооперация осуществляется посредством формальных и неформальных контрактов. При определенном типе взаимодействия собственники производственных ресурсов на какой-то период делегируют свои права управлять, принадлежащим им производственными активами некоему центральному агенту, за соответствующее вознаграждение. В результате имеем экономическую организацию в виде предпринимательской фирмы. В неоинституциональной экономической теории фирма определяется как сеть, или сплетение, контрактов (nexus of contracts). Впервые такое определение было использовано в работе Jensen and Meckling (1976). Внутри фирм непрерывное назначение цен на продукцию приостанавливается, а производственными ресурсами управляет центральный агент. Используются контракты и при обмене на рынках, где продукция измеряется и обретает цену.

Чтобы лучше понимать, что представляет собой фирма как ядро контрактов надо проанализировать те контрактные формы, которые участвуют в этом ядре.

Итак, в классической предпринимательской фирме центральный агент заключает ряд двусторонних контрактов арендного типа с собственниками скооперированных производственных ресурсов, которые заключаются на рынках факторов производства. Также центральный агент заключает двусторонние контракты с покупателями продукции фирмы, на рынке готовой продукции. По мере расширения фирмы отмечаются три взаимосвязанных явления: рынки факторов производства замещают рынки готовой продукции, роль ценовых сигналов в распределении ресурсов уменьшается относительно роли административных решений, все чаще прибегают к таким измерения, результаты которых приходится принимать на веру. При таком подходе к анализу организации фирмы возникают вопросы, которые были поставлены ещё Коузом в 1937 году, например, почему фирма не разрастается до таких размеров, что поглощает рынок или всю экономику? Какие факторы определяют размер фирмы?

Вид выбираемой контрактации зависит, прежде всего, от издержек. Назначение организации не только в том, чтобы снижать масштабы уклонения от выполнения контрактных обязательств и оппортунистического поведения, но ещё и в том, чтобы способствовать координации. А эта деятельность, как известно, связана с издержками, которые возникают по причине дефицита информации. И опять же поиск информации - это сложно, затратно. По словам Ibid «фирмой можно считать и одно-единственное контрактное соглашение между двумя собственниками производственных ресурсов, и, если распространять цепь контрактов все дальше и дальше, всю экономику .Так что нет смысла делать упор на проблеме «что является фирмой, а что нет»

Итак, фирма, построенная на контрактах, представляют собой разные структуры в силу разных типов контрактов. На конкурентном рынке могут сосуществовать несколько типов контрактов и, конечно, понятие конкуренции между типами контрактных отношений играет ключевую роль в анализе фирмы. На конкурентном рынке выживают те контрактные формы, которые служат источником положительной (ненулевой) прибыли, а прочие формы организации исчезают. Это восходит к статье 1950 г. А. Алчяна «Неопределенность, эволюция и экономическая теория».

Перейти на страницу: 1 2

Другая интересная статья

Организация, планирование и управление электрохозяйством промышленного предприятия
Развитие рыночных отношений поставило хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм в такие жесткие экономические условия, которые объективно обусловливают проведение ими сбалансированной заинтересованной политики по поддержанию и укреплению финансового состояния, его платежеспособности и финансовой устойчивости. Оценка финансового состояния является частью анализа финансово-хозяйственной деятельности. Она характеризуется определенной совоку ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru