Подход Уильямсона, его предпосылки, основные выводы и ограничения применимости

Главный тезис Уильямсона состоит в том, что фирма обеспечивает более надежную защиту специфических ресурсов от "вымогательства" и позволяет их владельцам быстрее приспосабливаться к непредвиденным изменениям. Однако этот выигрыш достигается ценой ослабления стимулов. По его выражению, если на рынке действуют стимулы "высокой мощности", то в фирме -- стимулы "слабой мощности". Границы фирмы проходят поэтому там, где выгоды от лучшей адаптации и большей защищенности специфических активов уравновешиваются потерями от ослабления стимулов.

Как показал О.Уильямсон, в результате инвестиций в специфические активы предпринявший их агент оказывается "заперт" в сделку со своим нынешним партнером. Если до этого у него мог быть выбор среди достаточно большого числа примерно равноценных контрагентов, то теперь их круг сужается до одного. Разрыв отношений становится равнозначен потере капитала, воплощенного в специфических активах, так как они приспособлены к особенностям данного партнера и имеют малую ценность для всех остальных. Это превращение исходной конкурентной ситуации в конечную монопольную О.Уильямсон назвал "фундаментальной трансформацией", которая расценивается им как одно из главных препятствий на пути рыночного обмена.

Природа фирмы: существуют трансакционные издержки связанные с инвестициями в специфические активы, например обучение работников использованию какого-либо оборудование. Даже если до того, как были сделаны инвестиции фирма действовала в условиях совершенной конкуренции, то после возникают lock-in effects, которые уже ограничивают свободу принятия решений.

Заключаемые контракты неполные => постоянно возникают спорные ситуации, которые необходимо решать. В связи с этим возникают 3 вида потерь, связанных с торгом:

1. издержки связанные непосредственно с торгом (то есть не предусмотренные контрактом затраты на разрешение этих ситуаций)

2. снижение стимулов к инвестированию в активы

. в рамках одной фирмы ослабевают стимулы к снижению оппортунима

Другая интересная статья

Повышение эффективности работы локомотивного депо Гомель за счет энергосбережения
Белорусская железная дорога территориально находится в пределах границ Республики Беларусь. Обладая высокой провозной и пропускной способностью, дорога занимает ведущее место в транспортной системе республики. Белорусская железная дорога является государственным объединением, подчиненным Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, в состав, которого входит 101 организация, имеющая статус юридического лица и 3 представительства. В насто ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru