Подход Коуза к природе фирмы (теория трансакционных издержек), его предпосылки, основные выводы и ограничения применимости

Он предположил, что фирма возникает тогда, когда человеку неудобно приобретать что-то на открытом рынке. Обычно в рамках единой фирмы осуществляется не один, как следовало бы из предшествующей теории, а несколько технологических процессов. Но выделяя в некий обособленный участок какой-то производственный процесс, мы повышаем его эффективность. Тогда почему бы не разделить производственные процессы, находящиеся в одной собственности? Многие менеджеры, кстати, и создают такие независимые профит-центры, как, например, Альфред П. Слоан (Alfred P. Sloan), чье имя присвоено бизнес-клубу в Гарварде - "Sloan's Business Club", управляющий огромной "Дженерал Моторс", который разделил ее, в противоположность Форду, на целый ряд компаний, поставив их в рыночные отношения между собой, и они начали покупать и продавать друг другу свою продукцию, хотя в конечном счете принадлежали одному человеку.

Предпосылки

:

Существование издержек использования рыночного механизма: издержки сбора, обработки информации о контрагентах, издержки проведения переговоров и принятия решений, контроля и юридической защиты.

Выводы

:

Фирмы создаются тогда, когда издержки рыночных трансакций больше, чем внутрифирменные издержки. Точно также, фирма будет расширяться до тех пор, пока издержки на организацию одной дополнительной трансакции не сравняются с издержками на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке. Внутри фирмы рыночные трансакции устранены, роль сложной рыночной структуры с трансакциями обмена выполняет предприниматель-координатор, который и направляет производство. Собственники факторов производства заключают контракты не со всеми другими факторами, с которыми он кооперируется, а только с предпринимателем. Таким образом, фирма, по Коузу, «есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя».

Ограничения

:

Теория Коуза позволяет объяснить существование и размер фирмы, однако внутренние противоречия остаются за кадром. Кроме того, в модели Коуза показывается, как делается выбор между внутрифирменными и рыночными трансакциями, но не показывается, каким образом предприниматель принимает само решение об осуществлении этой трансакции.

Другая интересная статья

Повышение уровня обслуживания торгового предприятия
Актуальность темы. Качество торгового обслуживания является важным социальным индикатором успешности экономических и социальных реформ, проводимых в настоящее время в Российской Федерации. От его уровня во многом зависит отношение граждан нашей страны к социально-экономической политике государства и оценка ими уровня своего благосостояния и качества жизни. В последнее время изменилось и отношение предпринимателей к проблеме улучшения качества торгового о ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru