Трансакционные издержки, возникающие в ходе подготовки и при заключении сделки (ex ante)
Классификация трансакционных издержек Дугласа Норта (Douglas North) и Трайн Эггертсона (Thrainn Eggertson). Впервые ее предложил Норт, а четко сформулировал Эггертсон в книге “Economic Behavior and Institutions”. Эта классификация построена по осязаемым внешним признакам некой деятельности, порождающей соответствующие издержки. Трансакционные издержки состоят из:
A
ctivities ex ante
(деятельность до появления юридически оформленного контракта)
- search activities;
- bargaining activities;
contract making activities;
A
ctivities ex post
(деятельность после его появления). Начинается с мониторинга исполнения контракта каждым из контрагентов.
- monitoring;
- enforcement;
protection vs 3d parties.
1) Search activities (
издержки
поиска
).
Существует четыре вида издержек, которые связаны с поиском:
- приемлемой цены;
- качественной информации об имеющихся товарах и услугах;
качественной информации о продавцах;
качественной информации о покупателях.
Количественная информация о продавцах и покупателях первыми двумя позициями уже дана. Под качественной информацией о продавцах и покупателях понимается информация об их поведении - честны ли они, как выполняют свои обязательства, в каких находятся обстоятельствах (может, кто-то из них на грани краха или, наоборот, процветает).
2) Bargaining activities (издержки ведения переговоров).
В рыночном смысле вы торгуетесь, чтобы минимизировать издержки. Вы ищете в процессе bargaining activities предельную кривую безразличия вашего партнера (до какой цены он может дойти при торговле). Ведь у каждого из торгующихся есть как некая запросная, так и некая резервная цена. В процессе bargaining activities вы пытаетесь разными путями подойти максимально близко к предельной - наиболее низкой или наиболее высокой - цене, которую способен дать ваш партнер. Т.е. bargaining activities ведет к выяснению т.н. “true position”, которая в экономическом смысле есть предельная кривая безразличия или предельная изокванта (в случае фирмы). Какие издержки и затраты вы несете в процессе bargaining activities?
Если вы индивидуально (а не фирма) торгуетесь с кем-то на рынке, вы тратите время, говоря, что вам это дорого, что у вас мало денег
Надо отметить, что search activities и bargaining activities - вещи принципиально разные. В search activities вы еще не определили партнеров, вы их только еще выбираете. Кстати, такой деятельностью вы занимаетесь в Интернете (фактически это просмотр, желательно, с минимальными издержками). А bargaining activities предполагает, что вы определили узкий круг ваших партнеров - одного-двух-трех и уже с ними ведете переговоры (переговоры дороги, поэтому нет смысла вести их со всеми).
Ваши затраты, как фирмы, в процессе bargaining activities могут быть очень значительными, если вы организуете тендер. Например, Европейская комиссия берет в качестве вознаграждения тендерному агентству 15 % от суммы сделки. Однако затраты необязательно будут велики, если вам удастся купить кого-либо в стане “врага”, чтобы узнать резервную позицию партнера. На самом деле в bargaining формально входят представительские расходы на переговоры. Последние несут совершенно определенную функцию: они должны выяснить true position партнера.
Другая интересная статья
Проблемы авиакомпаний РФ и возможные направления решения
Развитие российского рынка авиаперевозок в последние годы
определяется сильными макроэкономическими показателями России. Высокие темпы
роста ВВП, отражающие рост деловой активности, повышают спрос на внутренние и
международные перевозки командированных сотрудников. Вместе с тем, растущие
доходы населения являются еще более сильным драйвером роста российского
транспортного сектора.
В последние пять лет опережающие темпы роста доходов
населения привели к по ...