Проблема нецелевого использования бюджетных средств в ПМР

Очевидно, без борьбы с нецелевым использованием (а по сути разворовыванием) средств государственного бюджета говорить ни о какой оптимизации расходов не имеет смысла. Нецелевое использование бюджетных средств в ПМР стало массовым явлением. Должного контроля за тем, как Правительство, районные (республиканские) или муниципальные власти расходуют бюджетные деньги, нет во многом потому, что его порядок не определен Конституцией. Правда, Счетная палата проверяет исполнение доходных и расходных статей республиканского бюджета и республиканских внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования республиканской собственности, проводит финансовую экспертизу проектов республиканских законов, нормативных правовых актов, так или иначе затрагивающих госбюджет. Но этого недостаточно.

Верховный совет ПМР имеет право заслушать отчет правительства об исполнении бюджета и не утвердить его, если было нарушение. Но только Президент ПМР может отстранить от должности конкретного чиновника, виновного в нарушении закона «О республиканском бюджете». В итоге торжествует известный с советских времен принцип: «не важно, что записано в законе, важно, как к моим действиям относится начальник».

Неоднократно предлагалось, во-первых, внести в Конституцию поправку, дающую право Верховному Совету гласно контролировать исполнение бюджета в течение года, причем не только по Республике в целом, но и по отдельному ее району, городу, району; во-вторых, включить в законодательство статьи о конкретной ответственности чиновников за нарушение закона «О бюджете» (направил деньги не туда, куда должен был направить по закону, - отвечай по всей строгости Административного и Уголовного кодексов). При этом возбуждать дело по факту правонарушения должна прокуратура на основе депутатских запросов.

Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет республики, города или района должен быть более подробным и выполняться гласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. К сожалению, пока все попытки добиться этого в Приднестровье наталкиваются на глухое сопротивление. Об этом говорит, например, история разработки и принятия закона «О бюджетной классификации». Раньше треть расходов бюджета приходилась на национальную оборону. В бюджете их отражала единственная цифра. Эти деньги выделялись Министерству обороны в общей сумме, которое распределяло их по своему усмотрению, никто не знал, на что конкретно (на поддержание боеготовности войск или на роскошные дачи генералов, строительство казарм или содержание охотничьих хозяйств, закупку ракет или персональных «Мерседесов»). В этом одна из причин постоянной задолженности бюджетных (военных) организаций перед энергетиками. В обновленном законе «О бюджетной классификации» каждый раздел подробно расписан по министерствам и регионам, вместо одной - 20, 30 или 50 статей.

Закон «О бюджетной классификации» охватывает функциональную, экономическую и ведомственную классификации доходов и расходов бюджетов ПМР, видов государственных долгов ПМР, источников финансирования дефицита бюджетов. Причем классификация едина и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, в том числе консолидированного бюджета. Классификация тоже носит многоуровневый характер. Первым уровнем расходов является перечень прямых получателей средств из республиканского бюджета, вторым - классификация целевых статей его расходов, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей бюджетных средств по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов районов ПМР.

Важно наладить полную прозрачность бюджетного процесса, действительно гласный отчет о движении бюджетных средств, чтобы депутаты, представляющие интересы населения, журналисты и сами граждане могли в любой момент убедиться, что средства налогоплательщиков расходуются точно по плану. Например, в Конгрессе США каждому федеральному ведомству соответствует подкомитет, который контролирует, как оно исполняет утвержденный бюджет. Конгрессмены не могут вмешиваться в процесс управления, но должны следить за тем, чтобы деньги налогоплательщиков не уплывали на сторону и расходовались строго в соответствии с законом «О федеральном бюджете».

В соответствии с Административно-процессуальным кодексом федеральные министерства и правительства штатов обязаны распределять выделенные бюджетные средства в рамках надлежащей правовой процедуры. Она предусматривает публичные слушания, проводимые в форме, напоминающей судебное заседание, когда руководитель соответствующего департамента предоставляет слово для изложения аргументов «за» и «против» конкретного проекта, когда в протоколе слушаний и решениях исполнительной власти фиксируются все существенные доводы, а сами решения обосновываются расчетами. Исполнение бюджетов всех уровней в США реально контролируется гражданами и различными общественными организациями.

Перейти на страницу: 1 2

Другая интересная статья

Основы научных исследований
Экономическая теория занимает особое место среди социально-гуманитарных дисциплин. Это обусловлено тем, что жизнь современного человека буквально пронизана и определяется экономикой. Когда общество благополучно экономически, в нём царят удовлетворённость, порядок и мир. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Знание законов и принципов рациональной экономики придаёт людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные, э ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru