Мор-ый риск. Проблема «принципал-агент». Мор-ый риск и р-к страх-ия

Скрытые действия- действия, предпринимаемые одной из сторон в эк-их взаимо-ях, кот затраг-ют др сторону, но остаются вне поля зр-ия последней. Т. к. инфо-ная сторона может предпринять «неправ» дейс-ия, то неинфо-ая сторона несет риск из-за безответ-го поведения др стороны. Это явл-ие, связ-ое со скрытыми дейс-ми получило назв-ие мор-й риск. Выделяют следующие типы морального риска в страховании:

1) недоброс-ное поведение - поведение индивида, сознательно увели-его ве-сть возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью (или даже с избытком) покрыты страх комп-ей (спец поджег дома); 2) пренебрежение рисками - ситуация, когда застрах-ся инд-д перестает выполнять те меры предосто-ти, кот были для него обязат-ми до страх-ия (открытые двери авто); 3) сверхнормативное потр-ие услуг, оплач-ых в рез-те страховки (частые походы к врачу).

Суть проблемы «принципал-агент»:

угроза манип-ия агентом (испол-ль) принципала (заказ-ик) при вып-ии поручений и предписаний последнего. Введение принципала в забл-ие становится возможным на основе асим-ти инфо и высоких издержках контроля над деят-ью агента. Хаар-ые черты проблемы «принципал-агент»: взаимо-ия нанимателя и нанятого. Кол-во усилий, прилаг. наемными раб-ми, сложно контролировать. На практике это часто выр-ся в отлынивании

- исп-ии раб.врем в собс-ых целях как свободного посредством имитации бурной деят-ти. Пов-ие раб-ка отклоняется от цели мак-ии выгоды нанимателя.

Деятельность гос-ва по регулированию ассим информации

.

Проблема инфо-ой ассим-ии до некот степени решается на основе репутации, гарантий. Но в наиболее сложных сит-ях и жизненно важных обст-ах необходимым оказывается вмеша-тво гос-ва. Это вмешательство может приобретать различные формы: 1) цен пол-ка; 2) прямое участие в произ-ве;3) контроль за произ-ом и сбытом. Отриц-ый отбор-из-зи ассим-ти инфо низкокач-ые тов вытесняют высококач-ые с рынка. Регулирование цен

предотв-ие исп-ия произ-лями низкокач-ой прод-ии, огранич цен-ую конк-ию на рынке. Пр. в РБ явл-ся уст-ие мин-ых пред-ых цен на алког-ую прод-ию. С прямым участием гос-ва в про-ве прод-ии связана сущ-ная инфо-ая асим-ия. В РБ гос-во орг-ет общ-ую систему здраво-ия, образ-ия, реализует прогр обяз-ого госстрах, устраняя проблему отр-ого отбора и мор-ого риска. Действе-ые инструменты, блокир-ие послед-ия ассим-ой инфо-виды госконтроля за произ-ом и сбытом т. у. Для этого испол-ся такие инст-ты: лицензир-ие, стандартиз-ия и сертифик-ия, контроль рекл-ой активн-ти. При наличии инфо-ой асим-ии бывает необх-ым госвмеш-во в рын-ю эк-у. И гос-во не в сост-и в полной мере решить эту проблему, тк изъяны свойственны ирынку, и гос-ву. Чем активнее гос-во, тем более вероятны его провалы, ведущие к потерям эф-ти. При пасс-ом отн-ии к провалам рынка, среди кот асим-ая инфо занимает важное место, также неизбежны потери. В этой связи идеальная политика гос-ва вряд ли возможна, а практически осущ-ая политика строится на основе поиска «наимен-го зла».

Другая интересная статья

Предпринимательство как фактор производства
Во многих ранних теориях термин "предприниматель" применялся как синоним понятия "капиталист", "собственник предприятия", а прибыль отождествлялась с процентом - доходом на капитал. С развитием акционерных предприятий стала очевидной необходимость различения капиталистов (акционеров, предоставляющих фирме капитал и претендующих на доход в форме процента, т.е. дивидендов) и собственно управляющих фирмой (предпринимателей), претен ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru