Основные теоретические концепции цены

В современных условиях цены и ценообразование становятся одним из основных элементов развития рыночной экономики. Важнейшим условием всех дальнейших экономических преобразований в нашей стране является прежде всего целесообразно установленная и эффективно действующая система ценообразования. Именно от того, как будет осуществляться механизм ценообразования, зависит целый ряд факторов: разработка целостной системы экономических методов управления хозяйством, финансовое оздоровление, развитие рыночных отношений, достижение сбалансированности национальной экономики, реальный переход предприятий с различными формами собственности на самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление, повышение эффективности общественного производства и национального дохода, совершенствование всего хозяйственного механизма и усиление его воздействия на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий (объединений, концернов, ассоциаций, фирм, компаний, организаций).

На основе цен осуществляется оборот общественного продукта между сферами производства и потребления, отраслями материального производства и непроизводственной сферы, отдельными предприятиями с различными формами собственности, а также производится перераспределение национального дохода путем формирования системы налогообложения и одновременно вводятся более низкие цены на отдельные виды детских и других товаров, лекарств, льготное обеспечение инвалидов и некоторых категорий больных, повышенные пенсии, стипендии и различные пособия.

Цена является одним из основных звеньев рыночной экономики и представляет собой не только гибкий инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала, но и важный рычаг управления в сфере производства, реализации, обмена и обращения товаров (продукции), при этом она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики страны [1].

Значение и сущность стоимости и цены товара всегда находились в поле зрения ученых и практиков с древнейших времен существования организованных форм общественного бытия.

Первым в истории экономической мысли ученым, который попытался найти закон образования и изменения цен, был Аристотель (IV в. до н.э.). Философы, богословы, финансисты и правоведы стремились найти некую эмпирически ненаблюдаемую сущность, субстанцию, первооснову реальных цен. Эту первооснову называли «справедливой ценой», «внутренней» или «естественной» ценностью благ.

Теория трудовой стоимости. Теория, утверждающая, что основой цены является стоимость, созданная трудом, является теорией трудовой стоимости и разработана выдающимися представителями английской классической политэкономии: У. Петти, А.Смитом, Д. Риккардо.

К. Маркс, продолжая линию трудовой стоимости, довел эту теорию до завершения, придя к выводу, что цена - это денежное выражение стоимости, а сама стоимость создается живым трудом наемных работников. Под стоимостью К. Маркс понимал воплощенные в товаре общественно необходимые затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода времени) условиям, умелости и интенсивности труда [2].

Так как всякий товар есть результат труда, то все товары становятся качественно однородными, а следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, т.е. трудом «вообще», обезличенным либо лишенным конкретики.

Поскольку отношение стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда, то они и определяют объективные пропорции обмена товарами.

Формула стоимости, согласно трудовой теории стоимости, имеет вид:

= c + v + m,

где W - стоимость товара, совокупность общественно необходимых затрат труда, - затраты овеществленного труда (стоимость износа средств труда, потребленного сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий); - оплата труда наемных работников; m - прибавочная стоимость, основа прибыли («неоплаченный» живой труд).

Развитие рыночных отношений в условиях свободной конкуренции приводит к тому, что происходит модификация стоимости: претерпевает изменение непосредственная основа цены.

Появляется цена производства, механизм формирования которой имеет в своей основе межотраслевую конкуренцию капиталов, осуществляемую путем их перелива в соответствии с колебаниями нормы прибыли в различных сферах (отраслях) производства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другая интересная статья

Проект создания предприятия Вэкс по производству гофрированного картона
бщая характеристика альтернативных проектов Проект - это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер. Проект заключается в создании предприятия «Вэкс» по производству гофрированного картона. ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru