Пути решения возникающих проблем в организациях энергетики

Особенностью отрасли энергетики является то, что энергию невозможно запасти, так как вся выработанная энергия сразу идет на потребление. Поэтому имеет место одна из основных проблем энергетической отрасли - как неплатежи со стороны потребителей энергии.

В данном параграфе предлагаются некоторые стратегические меры, которые необходимы для сокращения масштаба неплатежей в энергетических отраслях российской промышленности. Рекомендации вытекают из анализа факторов, порождающих неплатежи. Эффективное решение одних проблем, связанных с неплатежами, может быть найдено на уровне энергетических компаний; другие требуют активного вмешательства правительства. Предложения расположены по степени важности. Пути решения проблем, возникающих в энергетической отрасли промышленности, сформулированы на изучении международного опыта и применения различных мер в России.

Пути решения проблемы неплатежей на уровне компаний основано на усилении контроля над предприятиями-дебиторами.

Первостепенное значение для расчистки уже накопленной просроченной дебиторской задолженности и сокращения клиентской задолженности в будущем имеет активная политика «расшивки» долгов. Следует решительно воздействовать в тех случаях, когда причина задолженности заключается в циничной эксплуатации энергопроизводителей со стороны потребителей. Например, концерн «Газпром» широко применяет процедуры банкротства и обмена долгов на акции для установления контроля над клиентами-неплательщиками, путем заключения соглашения со всеми клиентами и жестко контроля исполнения ими своих платежных обязательств.

Энергетические компании менее склонны обменивать долги неплательщиков на их акции, отдавая предпочтение договариваться с клиентами об условиях погашения существующей задолженности и оплаты будущих поставок.

Обмен долгов на акции - это эффективный путь сокращения неплатежей, но он приводит к формированию конгломератов. Международный опыт показывает, что у конгломератов возникают серьезные затруднения с координацией действий и что они могут проигрывать самостоятельным компаниям в эффективности.

Процедура банкротства - обычный удел клиентов-неплательщиков в промышленно развитых странах. В России к этому варианту нужно подходить осторожно. Во-первых, процесс банкротства ставится под вопрос нехваткой компаний и лиц, желающих приобрести активы предприятий, подвергаемых банкротству. Во-вторых, венгерский опыт указывает на то, что резкий рост числа возбуждаемых процедур банкротства в стране, экономика которой испытывает серьезные трудности в связи с неплатежами, перегружает судебную систему и нарушает нормальное течение деловой активности слишком многих компаний.

Второй путь решения проблемы - это модернизация электрических и газовых сетей, что позволит энергетическим компаниям и газораспределительным организациям успешнее осуществлять политику отключения неплательщиков. Установка измерительного оборудования и систем отключения у каждого клиента даст гарантию того, что клиентов-неплательщиков можно будет отсоединять без ущерба для остальных клиентов.

Пути решения проблемы неплатежей на уровне правительства сводится к необходимости изменения стратегических приоритетов.

Скрытая поддержка нежизнеспособных предприятий через неплатежи довольно дорого обходится обществу. Даже открытое субсидирование промышленных предприятий и прямая социальная помощь являются более предпочтительными. Скрытое субсидирование не является прозрачным, приводит к коррупции и неэффективному распределению ресурсов.

На уровне отдельного предприятия энергетической отрасли при управлении финансами предприятия достаточно большой запас сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной нехватки соответствующих запасов от прекращения процесса производства или покупки более дорогостоящих материалов-заменителей. Большое количество заказов на приобретение сырья и материалов, хотя и подвергает предприятие к образованию больших запасов, тем не менее, имеет смысл, если предприятие может добиться от поставщиков снижения цен.

Эффективность использования финансовых ресурсов характеризуется оборачиваемостью активов и показателями рентабельности. Следовательно, эффективность управления можно увеличивать уменьшая срок оборачиваемости и повышая рентабельность за счет снижения издержек и увеличения выручки.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств не требует капитальных затрат и приводит к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей отвлекают значительную часть средств из оборота.

В качестве оборотного капитала на предприятии используются текущие активы. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые трансформируются в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

Перейти на страницу: 1 2

Другая интересная статья

Основные факторы производства, их взаимодействие и взаимозаменяемость
Производство является главным источником получения благ, необходимых для жизни человека, удовлетворения его нужд и потребностей. Исходная составляющая природы человека - нужда, и ее удовлетворение есть цель любого производства. Нужда определяется как ощущаемое человеком чувство неудовлетворенности чем - то или нехватка чего - либо. Понятие «факторы» производства применяется тогда, когда ресурсы вовлечены в непосредственный процесс производства и взаимодейс ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru