Системы экономического стимулирования создания новой продукции: финансирование и кредитование, льготное налогообложение, ценообразование на новую технику, мотивация работников

Стимулирование - создание преимуществ в удовлетворении экономических и социальных интересов организаций и предприятий, разрабатывающих и осваивающих новую продукцию. Механизм экономического стимулирования включает основные формы: налогообложение, фондообразование и финансирование, кредитование, установление цен и других экономических нормативов, организация оплаты труда, экономическая ответственность, страхование риска.

Финансирование

Финансирование включает формирование и использование специальных фондов для ускорения процесса на всех уровнях управления. По своей экономической природе эти фонды являются частью общественных издержек производства и служат формой их резервирования, переноса авансированных затрат на стоимость готового продукта. Фонды финансирования по своей роли в процессе воспроизводства близки к амортизационным отчислениям. Они компенсируют затраты хозрасчетных предприятий на создание и освоение нововведений (с учетом неравномерности затрат по фазам цикла) и страхуют связанный с этим риск.

Фонд развития производства, науки и техники (ФРПНиТ) предприятий образуется за счет пяти основных источников:

) амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов;

) отчислений от прибыли предприятий по стабильным нормативам (они могут дифференцироваться в зависимости от степени износа основных фондов);

) выручки от реализации излишнего имущества, числящегося в составе основных фондов (за вычетом расходов по его ликвидации) и выбраковки скота;

) части средств, получаемых от других предприятий за использование научно-технических разработок;

) поступлений из централизованного ФРПНиТ.

Дополнительным источником финансирования разработок со значительным экологическим и социальным эффектом служат целевые субсидии (субвенции), льготы по налогам, плате за ресурсы и услуги, компенсация части затрат за счет инвестиционных фондов потребителей, а также целевые дотации покупателям новой дорогостоящей продукции в первые годы ее выпуска.

Кредитование

В условиях самофинансирования предприятий резко увеличиваются кредиты на научно-техническое развитие и выпуск новой продукции. Банки становятся главными центрами финансирования, выдающими кредиты на выпуск новой продукции, освоение новой технологии, разработку новой техники, внедрение новой организации производства, повышение качества и надежности изделий.

Банки не просто откликаются на просьбы о ссудах, а рекомендуют нововведения, на которые целесообразно брать кредит, выступают в качестве пайщиков с последующим участием в прибылях в создании и внедрении принципиально новых видов техники и продукции, не уступающих мировому уровню. Сроки кредитования устанавливаются банком с учетом отраслевых нормативов обновления продукции и окупаемости затрат. При этом банк становится равноправным экономическим партнером предприятия, стороны несут взаимную ответственность за успешное освоение нововведения или результаты деятельности реконструируемого производства.

Выделяется два вида кредитов: на приобретение научно-технической продукции, предназначенной для обновления производства и на создание этой продукции. Банк проверяет включение предприятием соответствующих затрат в свой план, эффективность новшества по договору, источники погашения кредита в намеченные сроки.

В новых условиях хозяйствования наряду с кредитами на отдельные мероприятия банки могут выдавать долгосрочный кредит на организацию выпуска новой продукции по полному циклу от научного исследования и создания опытных образцов до ее серийного производства.

При низкой экономической эффективности проектов технического перевооружения и реконструкции производств банк может требовать государственной экспертизы крупных проектов и при низкой оценке их научно-технического уровня приостанавливать финансирование и кредитование.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другая интересная статья

Оперативно-производственное планирование на предприятии
Оперативно-производственное планирование (ОПП) является завершающим этапом внутризаводского планирования. Его особенностью является то, что разработка плановых заданий производственным подразделением сочетается с организацией их выполнения. Главной задачей ОПП является организация слаженной работы всех подразделений предприятия для обеспечения равномерного, ритмичного выпуска продукции в установленном объеме и номенклатуре при полном использовании производст ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru