Спрос и предложение факторов производства

Особенностью рынка факторов производства является то, что состояние этого рынка зависит от состояния потребительского рынка, то есть для него характерен вторичный производный спрос. При этом фирма, выступающая на потребительском рынке в роли продавца, на рынке факторов производства выступает в другой роли - в качестве покупателя. Факторы удовлетворяют потребности потребителя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг. Состояние на рынке факторов производства связано с потребительскими и другими рынками, в результате чего соотношение спроса и предложения по каждому фактору производства формируется всей системой рыночных отношений.

Рассмотрим в этой связи особенности факторов рынков при формировании спроса. Спрос на фактор производства зависит от спроса на изготовленный товар. Так, рост спроса на автомобили вызовет соответствующий спрос на факторы производства, как в данной отрасли (автомобильной промышленности), так и в смежных отраслях (металлургия, нефтепереработка и др.). При этом надо учитывать действие закона убывающей производительности, в результате чего приобретение фактора целесообразно до известного предела: до того, когда каждая дополнительно приобретаемая единица фактора начинает приносить все меньший доход.

Производный характер спроса на факторы означает, что устойчивый спрос будет зависеть, во-первых, от производительности фактора при создании товара, во-вторых, от цены товара, произведенного с помощью данного фактора. Спрос на фактор производства будет сохраняться до тех пор, пока затраты на каждую его дополнительную единицу будут окупаться большими или, по крайней мере, равными приростами дохода от продажи готового товара. Следовательно, приобретение дополнительного фактора производства будет зависеть от соотношения величины предельного дохода фактора - МRР (увеличения валового дохода в результате использования дополнительной единицы фактора) и предельных издержек фактора - МRС. Покупка нового фактора производства будет для фирмы прибыльна до той точки, в которой МRР = МRС. Если МRР > МRС, то фирма может с прибылью применять дополнительное количество фактора. При МRС > МRР фирме для прибыльной работы следует уменьшить количество фактора.

Исходя из этого спрос на факторы производства при совершенной конкуренции примет следующий вид (рис. 1), где на оси ординат откладывается цена фактора Р, а на оси абсцисс - количество фактора Q.

Рис. 1- Спрос производителя на фактор совершенной конкуренции

Кривая спроса на фактор производства МRР зависит от предельной производительности данного фактора и цены продукта. Поскольку цена товара предприятия при совершенной конкуренции является постоянной, независимой от его количества, кривая спроса на фактор, завися лишь от убывающей предельной производительности, плавно понижается к оси абсцисс. Причем каждая точка кривой МRР показывает, какое количество фактора будет приобретено до того, как цена фактора будет ниже или равна предельному доходу.

Другое положение складывается на рынке спроса факторов производства при несовершенной конкуренции, при которой увеличение продажи товара ведет к снижению его цены. Поэтому D кривая спроса на ресурс МRР в условиях несовершенной конкуренции снижается по двум причинам: уменьшается предельный продукт и понижается цена на продукт, так как возрастает выпуск продукции. Это видно на рис. 2.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другая интересная статья

Прибыль и рентабельность промышленной организации КПУП Калинковичский завод бытовой химии
Организация является первичным звеном экономики страны. Здесь производятся товары, выполняются работы, оказываются услуги; создаются рабочие места, которые обеспечивают занятость трудоспособного населения и потребительский спрос. Организация является основным налогоплательщиком, пополняет доходную часть государственного и местных бюджетов. Эффективная работа предприятий - важнейшее условие повышения благосостояния нации и процветания государства. Обеспече ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru