Оптовые рынки сельскохозяйственной продукции в Украине и Европе

В то же время (есть сведения) на действующих оптовых рынках происходит продажа продукции конкурирующего импорта (в 2011/2012 г.г., в частности, яблок). Более того, это подается широкой общественности как "благие намерения" руководства ОРСП. Так, недавно под видом заботы о потребителях представители Ассоциации оптовых рынков сельскохозяйственной продукции анонсировали стремление расширить коммерческую деятельность этих рынков за счет привлечения на них широкого ассортимента импортной продукции. Но данные Государственной службы статистики Украины свидетельствуют, что импорт в Украину плодов, ягод и винограда и так ежегодно растет, а его доля в объемах внутреннего потребления с 2006 г. стабильно превышает 50%. И хотя к нам преимущественно завозятся тропические фрукты, все же импорт такой традиционной для Украины продукции, как яблоки, также достаточно весом: в 2009 г. их поставки составили 251 тыс. т, в 2010 г. - 203 тыс. т, в 2011 г. - 102 тыс. т. Поэтому создание (да еще и с привлечением бюджетных средств) условий для расширения поставок продукции конкурирующего импорта с позиции государственных интересов не допустимо, но вполне согласуется со стремлениями собственников ОРСП.

Большое значение для обеспечения выполнения отечественными ОРСП своих прямых функций имеет налаживание розничной торговли, работа которой должна координироваться с деятельностью оптовой торговой сети. Уже очевидно, что действующие в Украине ОРСП столкнулись с нехваткой оптовых покупателей. Определенным образом улучшить ситуацию пытаются на рынке "Столичный", предлагая продавцам сельскохозяйственной продукции такой вид услуг, как "дистанционные продажи", суть которого заключается в том, что рынок принимает от сельскохозяйственных товаропроизводителей продукцию для продажи на условиях комиссии, обеспечивает ее хранение и организует ее продажу. Задача производителей - доставить свою продукцию на ОРСП и в режиме On-line давать указания в отношении уровня цен на нее. Вознаграждение для ОРСП составляет 5% суммы денежных средств, вырученных продавцом. Однако проблема оптового сбыта (по крайней мере, для мелких производителей) при этом не решается. Известно, что крупные магазины и супермаркеты отдают предпочтение сотрудничеству на основе долгосрочных контрактов, заключенных на поставку значительных объемов продукции, упакованной по европейским стандартам, которая к тому же поступает периодически, относительно небольшими партиями. Но мелкие и средние производители даже через ОРСП не могут своими силами сформировать необходимые супермаркетам товарные партии.

Поэтому очевидно, что ОРСП как объекты сбытовой инфраструктуры в нынешнем виде в наибольшей степени приемлемы для средних и крупных сельскохозяйственных производителей. В то же время в плодоовощном сегменте продовольственного рынка страны такие производители присутствуют незначительно. Здесь подавляющее большинство продукции производится малыми хозяйствами (97% картофеля, 88% овощей, 84% плодов и ягод), а ее товарность в разы ниже (картофеля - менее 10%, овощей - 14%, плодов и ягод - 21%). Это, с одной стороны, свидетельствует об отсутствии у таких хозяйств возможности для хранения (с целью поэтапной реализации), транспортировки и оптового сбыта этой продукции, подтверждая тем самым необходимость в формировании соответствующей инфраструктуры, а с другой - убеждает в целесообразности поощрения мелких производителей к объединению в любых формах для увеличения объемов товарных партий продукции.

Выводы и рекомендации

Следовательно, улучшить ситуацию с развитием ОРСП возможно путем формирования и развития на принципах системности отечественной сети оптовой торговли, которая будет обеспечивать прохождение продукции по всем звеньям цепи "производитель - сельскохозяйственный сбытовой кооператив - оптовый рынок сельскохозяйственной продукции - розничной рынок сельскохозяйственной продукции - потребитель". Такой подход потребует кардинального изменения ориентиров, заложенных в основу функционирования существующих и создаваемых ОРСП Законом Украины "Об оптовых рынках сельскохозяйственной продукции". Абсолютно неприемлемым, в силу общественного значения и общепринятого понимания сущности ОРСП, является предоставление такого статуса структурам, для которых главной целью деятельности выступает получение прибыли. Должно быть законодательно определено, что ОРСП являются неприбыльными институтами, призванными способствовать созданию "прозрачных" каналов реализации сельскохозяйственной продукции, которое опосредованно положительно повлияет на доходы мелких и средних сельскохозяйственных производителей, а также на ценовую ситуацию на отечественном продовольственном рынке. Кроме того, необходимо разработать и законодательно закрепить нормы, которые будут регламентировать преобладание государственной и муниципальной форм собственности в уставном капитале ОРСП; взаимоотношения уже действующих и новых таких рынков, создаваемых по европейскому образцу; правила торговли на ОРСП и в их "защитном периметре", а также контроля за деятельностью рынков со стороны государственных органов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другая интересная статья

Организационно-экономическое обоснование перспективного плана развития предприятия АПК
внутрихозяйственный планирование растениеводство животноводство Сельское хозяйство - наиболее сложная и трудоемкая отрасль, как в агропромышленном комплексе, так и во всем народном хозяйстве. Обусловлено это, прежде всего воздействием на производство почвенно-климатических условий. Эффективность производства - экономическая категория, отражающая сущность расширенного воспроизводства; она характеризует степень достижения основных целей, присущих расширенному ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru