Оптовые рынки сельскохозяйственной продукции в Украине и Европе

В 2010 г. было предусмотрено выделение Министерству аграрной политики и продовольствия Украины бюджетной финансовой поддержки для создания ОРСП в размере 50 млн. грн. (из которых фактически использовано 40 млн. грн. ), в 2011 г. - 10 млн. грн., а в 2012 г. - 200 млн. грн Соответствующим постановлением определен также немалый перечень направлений возмещения государством на безвозвратной основе затрат ОРСП - от разработки проектно-сметной документации, строительства коммуникаций, выкупа разного рода объектов инфраструктуры для размещения и обеспечения функционирования таких рынков до возмещения половины затрат на приобретение необходимого им оборудования, а также на оплату работ, товаров и услуг, связанных с их строительством.

Кроме того, руководителями министерства озвучена информация о выделении в течение 2011-2016 гг. почти 13 млрд. грн. инвестиций для строительства 25 сбытовых комплексов во исполнение Национального проекта "Зеленые рынки", ориентированного на создание национальной сети сбыта сельскохозяйственной продукции.

Ко всему этому нужно добавить стоимость земли, которая бесплатно выделяется местными властями под строительство таких объектов, а также налоговые льготы, предусмотренные для ОРСП украинским законодательством, что, в свою очередь, существенно увеличивает общую сумму бюджетной поддержки. Например, экономия собственников "Столичного" лишь на приобретении 160 га земли в Киево-Святошинском районе оценивается приблизительно в 800 млн. грн.

Однако, в силу указанных ранее несоответствий национального подхода к построению системы ОРСП европейским принципам, оправданность бюджетного финансирования развития таких рынков (или, точнее, коммерческих структур, ими именуемых) в Украине, по моему мнению, недостаточно очевидна. Возможность выравнивания сложившейся ситуации усматривается в коренном совершенствовании действующей законодательной базы вплоть до принятия нового закона, который бы регламентировал формирование национальной сети оптовой торговли отечественной сельскохозяйственной продукцией. При этом ключевыми аспектами должны стать как общенациональный подход, неприбыльный статус ОРСП и весомость государственных рычагов влияния на развитие их сети, так и необходимость взаимодополняющего развития оптовой и розничной торговли сельскохозяйственной продукцией.

В соответствии с украинским законодательством, ООО (которыми, напомним, являются подавляющее большинство ОРСП), в отличие от АО, не обязаны обнародовать свою отчетность, а следовательно, общественность лишена возможности ознакомления с их деятельностью и контроля над ней. Не подлежат обязательной сплошной регулярной проверке со стороны государственных контрольно-ревизионных органов также состояние и достоверность бухгалтерского учета и финансовой отчетности таких обществ (тогда как это, в частности, имеет место на государственных предприятиях). Следовательно, необходимо внести изменения в законодательное поле в части расширения полномочий контрольно-ревизионных органов и сельскохозяйственных общественных организаций для проведения ими соответствующих проверок с целью недопущения финансовых махинаций с государственными денежными средствами, выделенными на развитие ОРСП, и завышения стоимости торговых мест для продавцов сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, согласно Закону Украины "Об оптовых рынках сельскохозяйственной продукции" и Земельному кодексу Украины, ОРСП, размещенные на землях сельскохозяйственного назначения, включены в перечень объектов, освобожденных от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. Поскольку все ОРСП находятся в частной собственности, то такая норма является очень спорной. Это можно оправдать лишь в случаях, когда указанная льгота будет соответствующим образом использована на снижение стоимости услуг, предоставляемых ОРСП операторам рынка, или когда такие рынки полностью находятся в государственной и коммунальной собственности, или когда они по своей организационной форме являются АО открытого или закрытого типов, у которых контрольный пакет акций принадлежит государству и местным муниципалитетам, а акционерами, в числе других, выступают сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы.

Существуют также другие признаки того, что сценарий, по которому сегодня происходит развитие ОРСП в Украине, может привести к ситуации, когда в цепи сбыта сельскохозяйственной продукции возникнут и окрепнут при помощи государства очередные частные монополисты, которые будут стремиться к максимизации своих прибылей от функционирования оптовых рынков за счет высокой стоимости торговых мест и других услуг, как это наблюдается на городских плодоовощных рынках по всей стране. Так, известно, что на действующих ОРСП плата за аренду постоянных торговых мест слишком высока для большинства непосредственных производителей сельскохозяйственной продукции. В частности, на "Столичном" установлены такие виды условий аренды: цена 1 м2 стационарного торгового места - 200 грн. в месяц с ограничением срока аренды 1 годом и с предоставлением ее лишь при наличии свободных мест; цена 1 м2 - 70 грн. в месяц сроком до 20 лет. При этом основным условием заключения долгосрочного арендного договора является требование собственников рынка о выкупе облигаций ОРСП. Например, для аренды стационарного торгового места в павильоне "Овощи - Фрукты" сроком свыше 1 года необходимо выкупить облигации ООО "Рынок сельскохозяйственной продукции "Столичный" на сумму 648 тис. грн Бронируются такие места при условии 50-процентной оплаты стоимости пакета облигаций. Оплата торговых мест в павильонах "Рыба и Мясо" и "Колбасные и Молочные изделия" еще выше. Кроме того, арендатор уплачивает рынку коммунальные и другие эксплуатационные платежи в соответствии с выставленными счетами.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другая интересная статья

Понятие фискальной политики и ее инструментарий
В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль фискальной политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования. В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производст ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru