Оптовые рынки сельскохозяйственной продукции в Украине и Европе

Программа по строительству ОРСП в Польше осуществляется при поддержке государства и местных общин в таких формах: взнос в виде земельного участка Агентства сельскохозяйственной недвижимости; гранты и кредиты из денежных средств Агентства по реструктуризации и модернизации сельского хозяйства; финансирование процесса подготовки технико-экономического обоснования строительства оптовых рынков и технических условий проектов; иностранная (преимущественно американская) финансовая помощь (денежные средства поступают в распоряжение Агентства сельскохозяйственного рынка); денежные средства, целенаправленно выделенные государству ФАО, Всемирным банком и ЕС. При этом финансовую поддержку со стороны государственных органов может получить лишь один рынок в регионе и только при определенных условиях:

осуществление прямых продаж потребителям только от производителей;

обеспечение за местным муниципалитетом и организациями, представляющими производителей и потребителей, пакета акций в структуре капитала этих рынков, а также закрепление за местными общинами обязательства создавать возможности для продажи на рынке продукции, произведенной фермерами региона;

предоставление права на использование существующих городской и пригородной инфраструктур в качестве взноса местного муниципалитета в развитие рынка;

прохождение приблизительно 50% всей сельскохозяйственной продукции, потребляемой в городе, через оптовый сельскохозяйственный рынок;

включение проекта строительства рынка в программу регионального развития, утвержденную губернатором;

доведение до сведения общественности приглашений для сельскохозяйственных производителей и перерабатывающих предприятий данного и соседних с ним регионов к участию в работе оптового рынка.

Как видим, в основе эффективного функционирования ОРСП в европейских странах лежат построение системы оптовой торговли, а также поддержка сопутствующей ей подсистемы розничной торговли за пределами ОРСП; введение вокруг этих рынков "защитного периметра"; привлечение фермеров и фермерских кооперативов в качестве акционеров оптовых рынков; активное содействие формированию сетей ОРСП, а также жесткий контроль за их деятельностью со стороны государства и муниципальной власти в качестве собственников контрольных пакетов акций таких рынков.

Украина же в процессе создания и развития ОРСП демонстрирует ряд противоположных тенденций. Прежде всего, не прослеживается системный подход к формированию отечественной сети ОРСП: развитие таких рынков происходит во многом хаотично - без надлежащего обоснования их типов, масштабов и специализации, очередности создания каждого из них.Не разработаны и механизмы государственного регулирования деятельности ОРСП. Так, все ОРСП созданы в форме ООО, что лишает государство возможности эффективно влиять на работу таких рынков и создает условия для превращения их в обычные коммерческие структуры. Проблема тем острее, что ОРСП нельзя рассматривать как сугубо коммерческие институты, единственной и главной задачей которых является получение прибыли. Они должны идентифицироваться как неприбыльные организации, основная цель деятельности которых заключается в улучшении условий торговли на отечественном аграрном рынке.

Последствия всего этого уже проявились в отсутствии у мелких и средних сельскохозяйственных производителей реальной возможности и экономической целесообразности осуществлять стабильные поставки своей продукции на ОРСП из-за нехватки собственного автотранспорта, значительных затрат на доставку продукции и ее продажу, расцвета посредничества на таких рынках, нехватки оптовых покупателей, розничной продажи и т. п. Именно поэтому и продовольственный рынок Украины не отреагировал на функционирование ОРСП адекватно - не произошло соответствующего снижения цен на сельскохозяйственную продукцию в розничной торговой сети городов, предприятия которой (особенно супермаркеты) не заинтересованы в сотрудничестве с мелкими производителями, не способными сформировать достаточно большие партии продукции и обеспечить их хранение в межсезонный период.

Процесс развития ОРСП в Украине активизировался с принятием в 2009 г. Закона Украины "Об оптовых рынках сельскохозяйственной продукции". В 2010 г. Министерством аграрной политики и продовольствия Украины были проведены конкурсы на предоставление юридическому лицу статуса ОРСП, по результатам которых ООО "Рынок сельскохозяйственной продукции "Шувар" (Львовская область), ООО "Рынок сельскохозяйственной продукции" "Столичный" (Киевская область), ООО "Ясиноватский Агросервис" (рынок "Господар", Донецкая область) и ООО "Агробизнес/Запорожье" (рынок "Запорожье", Запорожская область) получили соответствующий статус и право на государственную финансовую помощь в период становления. В 2011 г. к ним присоединились ООО "Рынок сельскохозяйственной продукции "Гектар" (Одесская область), ООО "Гранд Терра Инвест" (Мариуполь), ООО "Оптовый рынок сельскохозяйственной продукции "Европолекс" (застройщик ОРСП в Херсонской области).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другая интересная статья

Предпринимательство в единстве его основных компонентов
В данной статье рассматривается предпринимательство с точки зрения совокупности одних из основных его компонентов: личностных способностей предпринимателя, экономической эффективности и оригинальности идеи, и грамотной организации труда. Предпринимательство, личностные качества, экономическая эффективность, уникальность продукта, организационно- управленческие модели. Vera Merkushevain the harmony of its main constituentsthe present article entrepren ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru