Оптовые рынки сельскохозяйственной продукции в Украине и Европе

Тема контрольной работы «Оптовые рынки сельскохозяйственной продукции в Украине и Европе» по дисциплине «АПК Украины».

Оптовые рынки сельскохозяйственной продукции (ОРСП) - важный элемент маркетинговой инфраструктуры аграрного рынка. Основная цель их создания - формирование реальных цен на сельскохозяйственную продукцию, а также оптимальных условий для ее реализации и покупки. Система оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией широко развита во многих странах, в большинстве из которых она основывается на соблюдении таких ключевых принципов: преобладание государственной и муниципальной форм собственности в структуре компаний, руководящих работой этих рынков; строгое регламентирование правил торговли как на рынках, так и вокруг них - в так называемом "защитном периметре"; управление деятельностью рынков и контроль за ней со стороны государственных органов.

Цель работы - обозначить принципы и пути формирования и развития системы оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией в европейских странах; определить основные тенденции и проблемы в становлении ОРСП в Украине; обосновать необходимость внесения изменений в действующее законодательство с целью обеспечения развития отечественной системы ОРСП по примеру европейской модели.

Оптовые рынки сельскохозяйственной продукции в Украине и Европе

Хотя процесс построения и функционирования ОРСП в Украине и не приобрел необходимой масштабности, все же он продемонстрировал несоблюдение у нас указанных правил. Например, государство и местные власти, вкладывая немалые денежные средства в создание ОРСП в виде как дорогих пригородных земельных участков, так и прямых бюджетных ассигнований на поддержку развития этих рынков, фактически лишены реальных рычагов управления ими с целью обеспечения выполнения этими структурами функций согласно их сути. Немало вопросов возникает также в связи с ассортиментом реализованной продукции, организацией торгов и т. п. Все это дает основания засомневаться в конечных результатах построения в нашей стране системы ОРСП и вообще в их соответствии такому названию, а следовательно, и в целесообразности выделения на это ограниченных бюджетных средств.

ОРСП определяется отечественным законодательством как юридическое лицо, предметом деятельности которого является предоставление услуг по обеспечению оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией и которой в установленном законом порядке предоставлен статус оптового рынка сельскохозяйственной продукции.

Среди ученых нет единого мнения по поводу классификации ОРСП. Так, различают крупные по объемам товарного оборота торговые центры общегосударственного значения и намного меньшие или средние по объемам торговли рынки, обслуживающие отдельные регионы и районы. Согласно другому подходу, ОРСП предлагается подразделять по типам на потребительские (главной целью функционирования которых является создание условий для установления справедливых цен для потребителей при участии розничных тсрговцев), производственные (которые призваны, прежде всего, обеспечивать условия для формирования справедливых цен для фермеров по месту концентрации производства) и смешанные (которым присущи элементы потребительского и производственного рынков). Также существует разделение ОРСП по зоне покрытия (на региональные и межрегиональные) и по ассортименту реализуемой продукции (на рынки, специализирующиеся на продаже овощей и фруктов, живого скота, а также на рынки смешанного типа) и т. п.

Во Франции через национальную сеть ОРСП, в составе которой 19 рынков проходит треть всей реализуемой пищевой продукции. В этой стране ОРСП признаны рынками "общенационального интереса", то есть местами заключения оптовых сделок о продуктах, перечень которых определяется совместным постановлением министров экономики и финансов, сельского хозяйства и внутренних дел после проведения ими консультаций с местными общинами, а также заинтересованными торгово-промышленными и сельскохозяйственными палатами. В соответствии с декретом правительства, управление такими рынками осуществляется местными общинами и их объединениями под надзором государственных органов или акционерным обществом и другой хозяйственной структурой, которая имеет статус юридического лица и создана с этой целью. Причем большинство акций в таких АО должно принадлежать представителям государства. Предусмотрено также участие в них департаментов и коммун. Директор ОРСП может быть назначен или уволен только при согласии комиссара, уполномоченного правительством.

В соответствии с французским законодательством, ОРСП должен обеспечить предоставление пользователям оплачиваемых ими услуг по водо- и электроснабжению, канализации, освещению общей территории, парковке, вывозу мусора и т. п., а также санитарно-гигиенических служб. Для получения разрешения на продажу продавец или объединение продавцов должны предоставить директору такого рынка свидетельства, подтверждающие качество предлагаемых для реализации товаров, а также тот факт, что они произведены в собственном, фермерском хозяйстве. Оптовым торговцам-посредникам запрещено выступать покупателями товара, который им поручено продавать.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другая интересная статья

Проведение обследования домашних хозяйств в целях изучения проблем занятости населения в республике
Результаты обследования населения в целях изучения проблем занятости - новый источник информации для характеристики рынка труда в Беларуси. Сбор сведений о занятости и безработице путем опроса населения в домашних хозяйствах широко распространен во всем мире и используется для анализа рынка труда, а с 2012 г. такое обследование будет проходить регулярно и в нашей стране. Ежеквартально в нем примут участие 7000 домашних хозяйств из всех регионов Беларуси - оно пр ...

Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru