Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности услуг ООО Миллер

конкурентоспособность предприятие продукция

Самой жестокой конкуренцией, с которой столкнутся отдельные личности, сообщества и целые цивилизации в ближайшее тысячелетие, будет конкуренция экономическая, обусловленная потребностью производить и продавать товары и услуги. Чтобы преуспеть в ней, фирмы и страны должны предложить более высокие стандарты жизненного уровня своим работникам, владельцам и гражданам. Иначе поражение неизбежно. Экономическое благосостояние и долговечность стран и культур будут зависеть исключительно от их способности производить и сбывать нужные товары и услуги. Этот фундаментальный закон развития современной рыночной экономики будет определять судьбы семей, фирм и цивилизаций.

Термин конкурентоспособность применяют относительно отрасли, предприятия, продукции, услуги. Изучением конкурентоспособности занимаются специалисты в области маркетинга, менеджмента, товароведения, микро- и макроэкономики. Тем не менее главным элементом конкуренции на рынке выступает продукция или товар. С помощью этой рыночной категории потребитель удовлетворяет имеющиеся у него потребности, а производитель получает требуемую ему прибыль. Следовательно, конкурентоспособность именно продукции является базовым понятием конкуренции.

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке.

Для каждого товара необходимо оценить его уровень конкурентоспособности с тем, чтобы в дальнейшем провести анализ и выработать успешную стратегию.

Всякое изделие обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности к использованию в конкретных условиях. Для того, чтобы объективно оценить конкурентоспособность товара, изготовитель-поставщик должен при анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Следовательно, вначале необходимо разобраться с совокупностью параметров, существенных с точки зрения потребителя. Но это, так сказать, главный ориентир. Прежде чем к нему подойти, производитель должен решить ряд других задач и в частности оценить принципиальную возможность реализации своего товара на рассматриваемом рынке. Определение этой возможности начинается с выявления меры патентной чистоты товара. Затем выясняется соответствие параметров последнего обязательным стандартам и нормам. Ведь первый шаг покупателя к приобретению товара начинается с оценки его качественных характеристик. Если они не соответствуют требованиям покупателя, это означает, что товар неконкурентоспособен. Практика определения конкурентоспособности товара и услуг основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления. Следовательно, необходимо проведение большой исследовательской и аналитической работы, в результате которой необходимо установить как минимум следующее: какие конкретно требования предъявляются группами (сегментами) потребителей к товару, возможные размеры и динамику спроса на товар, его жизненный цикл, расчетный уровень цен, ожидаемый уровень конкуренции, наиболее перспективные рынки для товара и последовательность их освоения, сроки окупаемости совокупных затрат.

Однако выход на рынок с конкурентоспособным товаром или услугой лишь исходный момент в программе по завоеванию своего места на рынке. Далее предстоит большая кропотливая, а главное систематическая работа по управлению конкурентоспособностью услуг предприятия, которая включает меры по совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов сбыта и улучшения послепродажного сервиса. Таким образом, очевидно, что достижение высокой конкурентоспособности и рыночного успеха предприятия невозможно без проведения полноценного экономического анализа его деятельности.

Целью исследования данного дипломного проекта будет выявление мероприятий по повышению конкурентоспособности услуг ООО «Миллер» (предприятие общественного питания) (г. Санкт-Петербург).

Исходя из цели дипломного проекта, задачи будут следующие:

1. раскрыть теоретические аспекты конкурентоспособности продукции (услуг);

2. провести комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Миллер»;

. раскрыть технологический процесс;

. отобразить правила техники безопасности и охраны труда;

. разработать мероприятия, направленные на повешение конкурентоспособности услуг ООО «Миллер».

Теоретическая часть

Методологические подходы к определению понятия конкурентоспособности.

Конкурентоспособность товара или услуги, выпускаемой предприятием, является одной из главных составляющих его успеха на рынке.

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя.

Только выход на рынок с конкурентоспособным товаром дает возможность предприятию выжить в условиях рынка. Предприятия, вкладывающие силы в неконкурентоспособный товар обречены на гибель. О конкуренции и конкурентоспособности товаров написано и опубликовано достаточно много научных работ, в каждой из которых даются те или иные определения.

В литературе можно выделить три подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

Для литературы советского периода характерно отрицательное отношение к конкуренции в целом. Конкуренция определяется как антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий.

В более поздней отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на диаметрально противоположное. Например, конкуренция - естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей.

В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А.Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

А. Смит разработал модель усиления и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсов в масштабе общества в целом. Главным действующим лицом конкурентных отношений на рынке выступает фирма - коммерческое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность и преследующее целью получение прибыли.

Определенный вклад в развитие теории конкуренции Адама Смита внесли Д.Рикардо, Д.С.Миаль, Дж.Робинсон, Дж.Кейнс, Й.Шумпетер, П.Хайне, Ф.А.Хайек, Ф.Найт, К.Р.Макконелл, С.Л.Брю, М.Портер, Г.Л.Азоев, Ю.И.Коробов, Л.Г.Раменский, Д.Ю.Юданов и другие.

Чтобы глубже понять сущность конкуренции, приведем ее определения, сформулированные некоторыми авторами.

«Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам», - считает современный американский экономист П.Хайне.

К.Р.Макконелл и С.Л.Брю считают, что конкуренция - это наличие на рынке большого количества покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.

Нобелевский лауреат по экономике 1974 г., австрийский ученый Фридрих А. фон Хайек отмечает, что конкуренция - процесс, посредством которого люди получают и передают знания. По его мнению на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным.

В своей книге «Международная конкуренция» М.Портер отмечает, что конкуренция - динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющий ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.

Г.Л.Азоев под конкуренцией понимает соперничество на каком-либо поприще между отдкльными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.

А.Ю.Юданов считает, что до сих пор в мире отсутствует единое понятие «конкуренция». Ученые придерживаются одной из трех трактовок конкуренции: поведенческой, структурной и функциональной.

Поведенческая трактовка конкуренции - борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.

Структурная трактовка конкуренции - анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него.

Функциональная трактовка конкуренции - соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным.

Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция - очень сложное понятие. Особенно важно изучить механизм конкуренции в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм.

    Другая интересная статья

    Проблемы неравенства. Кривая Лоренца для Беларуси
    Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата - основной источник доходов для рабочего, но нередко её величина не достаёт до прожиточного минимума, является недостаточной для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для домохозяйств искать други ...

    Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru