Повышение эффективности работы локомотивного депо Гомель за счет энергосбережения

Белорусская железная дорога территориально находится в пределах границ Республики Беларусь. Обладая высокой провозной и пропускной способностью, дорога занимает ведущее место в транспортной системе республики.

Белорусская железная дорога является государственным объединением, подчиненным Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, в состав, которого входит 101 организация, имеющая статус юридического лица и 3 представительства.

В настоящее время в ее состав входит 6 отделений (унитарных предприятий). Это - Минское, Барановичское, Брестское, Гомельское, Могилевское и Витебское отделения, объединяющие 384 крупные и малые станции, из них: 3 - пассажирские, 10 - сортировочных, 23 - грузовые, 13 - участковых и 335 промежуточных; 12 вагонных депо, 20 дистанций пути, 14 дистанций сигнализации и связи, 7 дистанций электроснабжения, 17 локомотивных депо и другие предприятия. Белорусская железная дорога заинтересована в повышении эффективности работы каждого из предприятий, входящих в ее состав.

Целью дипломной работы является повышение разработка предложений по повышению эффективности работы локомотивного депо Гомель с применением энергосберегающих технологий.

В соответствии с целью дипломной работы необходимо решить следующие задачи:

проанализировать деятельность предприятия

ü рассмотреть общую характеристику локомотивного депо Гомель;

ü проанализировать основные технико-экономические показатели локомотивного депо Гомель;

ü рассмотреть теоретические основы увеличения эффективности работы локомотивного хозяйства;

ü изучить теоретические аспекты повышения эффективности деятельности локомотивного депо

ü рассмотреть существующие пути и возможности повышения эффективности работы с применением энергосберегающих технологий;

ü разработать предложения по повышению эффективности работы;

ü рассчитать экономическую эффективность разработанных предложений.

Объектом исследования настоящей работы является локомотивное депо Гомель.

Основной целью деятельности депо является обеспечение технической исправности состояния локомотивного парка и устойчивой работы локомотивов в эксплуатации для выполнения заданного объема перевозочной работы.

Деятельность локомотивного депо связана с предоставлением услуг локомотивной тяги (обеспечение перевозок локомотивами и локомотивными бригадами), текущим ремонтом и техническим обслуживанием локомотивов.

В локомотивных депо сосредоточены значительные трудовые, материальные и финансовые ресурсы железнодорожного транспорта. Изыскание резервов улучшения качества использования имеющихся ресурсов и освоение этих резервов является важнейшей задачей, стоящей перед предприятием. Успешное решение этой задачи требует глубоких аналитических исследований хозяйственной деятельности предприятия, изучения передового, в том числе и зарубежного опыта, и новейших достижений науки.

Предметом исследования дипломной работы является хозяйственная деятельность локомотивного депо энергосберегающие мероприятия.

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассматривается характеристика анализируемого предприятия, а также производиться анализ его основных показателей. Во второй главе представлены теоретические основы повышения эффективности работы локомотивного хозяйства - виды депо, особенности локомотивного хозяйства в РБ и в странах зарубежья, рассмотрен режим труда и отдыха локомотивных бригад. В третьей главе рассматривается обоснование мероприятий по энергосбережению и экономический эффект от их внедрения.

Методической базой исследования явились труды отечественных ученых по повышению эффективности работы железнодорожного транспорта.

Использовались учебники и учебные пособия О.Г. Быченко, В.Г. Гизатуллиной, Л. Л. Ермоловича, Л. С. Васильевой, В. Л. Дмитриева, А. Д. Русак, Л. Р. Хасина, И. И.Чуев, Ю. Н. Панков, А. Л. Лисицин.

Анализ производственно-финансовой деятельности Локомотивного депо Гомель

Краткая характеристика предприятия

Хозяйственная и экономическая деятельность

Локомотивное депо Гомель одно из крупнейших предприятий Белорусской железной дороги. Коллектив депо успешно решает поставленные перед ним задачи грузовых и пассажирских перевозок, осуществляет техническое обслуживание и технический ремонт локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава.

История предприятия начинается с небольших мастерских, основанных в 1873 году вместе с вводом в эксплуатацию участка Бобруйск - Гомель Либаво - Роменской железной дороги. В ноябре 2003 года Локомотивное депо Гомель отмечало свое 130-летие. За 130 лет Локомотивное депо неоднократно реконструировалось, перевооружалось современной, более мощной техникой и оборудованием, расширялось за счет строительства производственных зданий и помещений. От первых маломощных паровозов до современных комфортабельных дизель - поездов, от керосиновых ламп и тяжелого физического труда до механизации и автоматизации производственных процессов, простейших деревянных счетов и механических арифмометров до компьютеров - такой путь был пройден предприятием за прошедший исторический период.

Рост эффективности работы локомотивного депо требует внедрения новейших технических средств и технологий, современного энергосберегающего оборудования. Коллективу депо предстоит решать много вопросов, но приоритетными остаются - выполнение плана по грузовым и пассажирским перевозкам, усовершенствование технологических процессов, улучшение условий труда.

Для выполнения перечисленных работ в состав локомотивного депо входят следующие подразделения: база топлива; дом отдыха локомотивных бригад, прачечная, химчистка; аккумуляторное и электросиловое; топливное; автотормозное; ремонтно-заготовительное; отделение по текущему ремонту тепловозов; ремонтно-хозяйственное; столярно-малярное; отделение по техническому обслуживанию тепловозов (ТО-2, ТО-3) дизель-агрегатное и фильтромоечное; химико-техническая лаборатория; отделение по текущему ремонту и техническому обслуживанию дизель - поездов; электромашинное; КИП, АЛСН и электроаппаратная; котельная депо; отделения подсобного сельского хозяйства; подразделения по эксплуатации подвижного состава, кранов; строительное отделение; аппарат управления.

Основными задачами локомотивного депо являются:

1 своевременное и качественное удовлетворение потребностей народного хозяйства населения Республики Беларусь в перевозках, выполнения планов перевозок грузов и пассажиров, обеспечение сохранности перевозимых грузов и своевременной доставки их в пунктах назначения;

2 обеспечение технически исправного состояния локомотивного парка и устойчивой работы локомотивов в эксплуатации;

производство технического обслуживания и текущих ремонтов;

повышение эффективности хозяйственной деятельности;

обеспечение безопасности движения поездов;

повышение качества обслуживания пассажиров;

охрана окружающей среды от различных вредных техногенных воздействий.

Для осуществления своих задач депо располагает парком современных тепловозов и моторвагонным подвижным составом, ремонтными цехами, мастерскими с оборудованием, складом топлива и экипировочными устройствами.

Локомотивное депо также осуществляет производственно-хозяйственную деятельность на основе хозяйственного расчета, обеспечивает достижение в интересах народного хозяйствования наибольших результатов при наименьших затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов, максимально использует внутрихозяйственные резервы, строго соблюдает режим экономии, внедряет новейшие достижения науки и техники, передового опыта, а также прогрессивные нормы расходования сырья, материалов, топлива, электроэнергии и повышает рентабельность производства.

Основной из задач является укрепление экономического положения за счет сокращения эксплуатационных расходов, затрат на ремонтные работы, экономии топливно-энергетических ресурсов, развития подсобно-вспомогательной деятельности, увеличения доходов. Серьезной задачей также можно считать обновление изношенного оборудования, внедрение новых технологий ремонта подвижного состава.

Локомотивное депо Гомель обеспечивает перевозки локомотивами при полном соблюдении и безопасности движения поездов, а также обеспечивает ремонт подвижного состава.

В состав локомотивного депо входят:

- локомотивный парк (тепловозы, дизель - поезда, паровозы);

- основное депо с мастерскими;

- пункты технического обслуживания;

- экипировочные устройства;

- склад топлива;

- база запаса тепловозов;

- краны на железнодорожном ходу.

На сегодняшний день локомотивное депо Гомель осуществляет следующие виды работ:

Перевозку грузов в грузовом движении тепловозами серии 2ТЭ10У, перевозку пассажиров в пассажирском и пригородном движении тепловозами ТЭП-60, 2ТЭП-60, ТЭП-10, 2ТЭ10Л и дизель - поездами ДР-1П, ДР-1А, маневровую и хозяйственную работу тепловозами ЧМЭ-3, М62.

Обеспечивает техническое содержание локомотивного парка и дизель поездов, экипировку локомотивного парка и дизель - поездов, ремонтно хозяйственные и строительные работы.

Для выполнения заданного объема работы, депо располагает приписным парком тепловозов серии ТЭЗ, ЧМЭЗ-3, М-62, дизель - поездами серии ДР-1П и ДР-1А производственными мощностями зафиксированными в паспорте депо.

Техническое содержание локомотивного парка осуществляется путем производства тепловозами серии: ТЭ10У, ТО-1, ТО-2, ТО-3, ТР-1, ТР-2; ЧМЭЗ; ДР-1П и ДР-1А, ТО-2, ТО-3, ТР-1.

Потребители локомотивного депо Гомель могут быть разделены на три основные группы:

Рисунок - Потребители локомотивного депо

- Пассажиры (перевозка людей из одного населенного пункта в другой)

- Организации (организации, которым депо осуществляет перевозку грузов из одного пункта в другой.)

- Другие локомотивные депо (с которыми депо сотрудничает по работе, ремонту и оказанию различных услуг.)

В оказании ремонтных услуг следует отметить что, каждое локомотивное депо имеет свою некоторую специализацию. Этот факт позволяет утверждать что, локомотивные депо разных городов не являются конкурентами друг другу, так как каждое из них отличается спецификой и различными видами оказания услуг.

Локомотивного депо Гомель не имеет на своем сегменте конкурентов. Единственно в перевозках пассажиров конкурентом может выступать автотранспорт, но железнодорожная перевозка пассажиров выигрывает по цене.

Основными документами, устанавливающими экономические отношения между локомотивным депо Гомель и субъектами хозяйствования всех форм собственности, физическими лицами, являются заключенные договоры.

Необходимо отметить, что важное место в любой организации занимает правовое регулирование ее деятельности. В связи с этим возникает необходимость изучения правовых актов в области регулирования деятельности предприятия. Нормативно-правовой базой деятельности железнодорожного транспорта являются законы, уставы, правила, положения, инструкции, двусторонние межправительственные соглашения, международные конвенции и соглашения, условия получения лицензий и разрешений, стандарты, единые и установленные тарифы и другие нормативно-правовые акты, касающиеся транспортной деятельности. Рассмотрим основные из них.

- Закон Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности» от 5 мая 1998 г. № 140-З определяет правовые, экономические и организационные основы транспортной деятельности и принципы ее осуществления, устанавливает основные права, обязанности и ответственность субъектов транспортной деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, способствует развитию рыночных отношений в области транспортной деятельности, создает условия для интеграции субъектов транспортной деятельности Республики Беларусь в международный рынок транспортных работ и услуг.

- Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 13 июня 2006 г. № 124-З определяет правовые и организационные основы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь в целях создания условий для обеспечения потребностей экономики и населения в транспортно-экспедиционных услугах.

- Закон Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте» от 6 января 1999 г. N 237-З определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности железнодорожного транспорта Республики Беларусь, регламентирует его взаимоотношения с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, потребителями работ и услуг железнодорожного транспорта и другими видами транспорта. Железнодорожный транспорт призван во взаимодействии с другими видами транспорта обеспечивать потребности экономики и населения в перевозках и связанных с ними работах и услугах, безопасность движения транспортных средств, охрану окружающей среды, формирование рынка транспортных работ и услуг.

- Устав железнодорожного транспорта общего пользования регулирует отношения, возникающие между Белорусской железной дорогой, ее предприятиями и грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, другими физическими и юридическими лицами при пользовании ими услугами железнодорожного транспорта общего пользования, определяет их права, обязанности и ответственность.

- Положение о структурном подразделении.

- Другие нормативно-правовые акты.

Структура управления локомотивного депо Гомель

Под структурой управления понимается совокупность взаимосвязанных органов управления, расположенных на различных ступенях (уровнях) системы управления производством, обеспечивающих функционирование железнодорожного транспорта как системы.

Управление железнодорожным транспортом как сложной многоотраслевой системой строится на сочетании территориального, отраслевого (производственного) и функционального управления и осуществляется по такой схеме: Министерство путей сообщения - железная дорога - отделение железной дороги и его структурные единицы.

Одновременно осуществляется оперативно-техническое руководство по отраслям железнодорожного хозяйства - локомотивному, вагонному, путевому, хозяйству перевозок, пассажирскому и др. Это обеспечивает единство политики в развитии и эксплуатации технических средств в масштабе всей железнодорожной сети. Для такой высокоцентрализованной отрасли народного хозяйства, какой является железнодорожный транспорт, сочетание территориального и отраслевого управления особенно важно.

Кроме того, на всех уровнях управления имеются функциональные подразделения (управления, отделы), занимающиеся вопросами планирования, финансирования, учета и отчетности, подготовки кадров и другими.

В соответствии с производственной структурой для каждого депо устанавливается структура управления. Для управления производством в депо создается аппарат управления, состоящий из отделов, секторов, управляющих конкретными видами работ, производится определенная специализация инженерно-технических работников и служащих предприятия по выполнению комплекса работ одного конкретного назначения (функций).

В зависимости от участия в управлении производством различают аппарат линейного управления, который наделяется необходимыми правами единоначалия и распорядительности; аппарат функционального управления, который призван обеспечивать линейный аппарат информацией для подготовки решений.

К аппарату линейного управления относятся начальник депо, его заместители, мастера и другие работники, которые в пределах предоставленных им прав принимают решения и несут ответственность за результаты производства. К аппарату функционального управления относятся работники бухгалтерии, экономисты, диспетчерский аппарат, работники производственно-технического отдела, лабораторий и других подразделений депо.

В управлении локомотивным депо сочетается принцип централизованного руководства и самоуправления трудового коллектива. Он реализуется путем создания советов трудовых коллективов, участия всего коллектива и его общественных организаций в решении важнейших производственных и социальных вопросов. Локомотивное депо Гомель имеет следующую организационную структуру: Приложение А

    Другая интересная статья

    Оплата труда в ГУЗ Комсомольская Центральная районная больница
    Производственная практика по бюджету является органической частью учебного процесса. Она направлена на повышение качества подготовки специалистов. Продолжительность ее - 3 недели. Цель производственной практики - углубление и закрепление полученных теоретических знаний, приобретение необходимых практических навыков в области бюджетно-налоговых отношений Задачи производственной практики: закрепление теоретических знаний в области бюджетных взаимоо ...

    Copyright © 2013 - Все права защищены  www.econforward.ru